Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июня 2018 г. 17:02

3K

5 "Средневековье" - наш современник

Что среднестатистический житель России первой четверти ХХI века знает о средневековье, периоде охватывающим 1000 лет? Да почти ничего. Оно было - вот что мы можем сказать. Даже с временными границами средневековья не только разные люди, но и разные науки будут путаться. Период средневековья для философии не совпадает со средневековьем в литературе. Фома Аквинский, Джотто (хотя насчет последнего я сомневаюсь), Великий раскол (хотя тут я тоже сомневаюсь) - вот что припомнит среднестатистический, даже достаточно образованный человек. Контраст с Ренесансом, о котором мы знаем много, и фамилиями которого, включая Ботичелли, да Винчи и пр. мы готовы сыпать - разителен. Честное слово, я не удивлен что съехавший с катушек академик Фоменко, автор новой хронологии - просто выкидывает средневековье из истории, с тем основанием, что его (средневековья) не было - он просто, как и любой постсоветский человек, ничего не знает об этом периоде. Стоит ли говорить что данный период огромен, сложен и безумно интересен? Думаю, не стоит - вроде бы это и так всем понятно, но вот насколько он интересен я смог прочувствовать только когда погрузился в "Страдающее средневековье".
Да, по мере моей жизни в моей голове накапливались вопросы, но я прям чувствовал, что не смогу их никому задать. С чем связана такой акцент внимания на пенис Иисуса Христа во младенчестве? Традиция, продолжавшаяся в Возрождение, явно зародилось раньше - что она означает? Зачем на многих картинах эту физиологическую подробность, и так всем понятную, ставят чуть ли не в центр? Почему Иосиф предстает каким-то стариком? Почему в картинах, посвященных святом семейству, роли как-будто поменяны местами? В конце-концов любой, кто читал средневековые манускрипты, обращал внимание что "окошко" с текстом и иллюстрациями там достаточно маленькое, а поля - огромны, но эти поля не пусты. а заполнены какими-то вещами, которые позволяют счесть книгу за какой-то колдовской гримуар - чудовища, богохульные сценки, гипертрофированные половые органы и прочая дичь прекрасно уживаются с основным текстом, посвященным молитвам или святым - это-то что значит? (да, как это называется по-научном, "Маргиналии" - я тоже узнал из этой книги, хотя слово это раньше слышал) Мне некому было задать эти вопросы, и я даже не надеялся, что какая-то книга прольет свет на мое недоумение - оказалось, я ошибался, и такая книга есть. Причем в серии посвященной "рунету" и социальным группам В Контакте и Фейсбука - т.е. там, где, априори, не ждешь ничего интеллектуального. Почему у Моисея могут быть рога? Почему Антихрист или Ирод на иконе изображены с нимбами? Что делают эти люди, которые пьют кровь из раны Христа, пока он висит на кресте? Ответы на эти вопросы есть - они в этой книге.
Честно, не каждый день оказываешься посрамлен со своим скепсисом. Книга оказывается монументальная, научна, познавательна и безумно интересна - мало подобного я читал на русском языке. Уже по прочтении я понял, что прочитанная мной недавно Анатомия ада. Путеводитель по древнерусской визуальной демонологии составлялась командой, в которую входили общие члены - но только в Страдающем средневековье убраны основные проблемы Анатомии ада - увеличен объем текста с пояснениями, стиль выработан полегче, поднимается более качественная проблематика. Фактически, эта книга, от которой я не ожидал многого, - стала открытием, которое я смаковал с огромным удовольствием.
А теперь о минусах:
1. Книга неверно позиционирована, т.к. названа в честь известного юмористического паблика (я не был на него подписан, но вещи оттуда регулярно попадались мне на глаза). И это явно многих смутит - те, кто хотят прочитать серьезную работу (как я), вероятнее всего не обратят на нее внимания. Те, кто хотят посмеяться - просто не продерутся через текст, который мало того что требует базовой подготовки по теме, но еще и не так легко написан;
2. Стиль повествования достаточно сух. В книге нет юмора, но даже сам синтаксис, само построение фраз заставляет как-будто продираться сквозь текст. Я встречал подобные вещи в неудачных переводах с итальянского - там получается примерно такая-же сухость. Кто знает, может авторы просто перевели зарубежные работы - в любом случае на русском языке подобного не было, за что им спасибо;
3. Качество издания. Признаться, оно очень сильно хромает - бумага "желтовато-кремовая", пухлая, на которой значительно теряется четкость иллюстраций - в результате качество картинок (а их в книге очень много - порядка 500) сильно падает, а учитывая что многие работы напечатаны с уменьшением, разобрать, что же там, бывает достаточно сложно.
В то же самое время это блестящая работа, и я горячо рекомендую всем, кто думал что он что-то знает про средневековье, и тем кто понимает, что он ничего не знает о средневековье - и хочет познакомиться с этим безумно интересным, живым и динамичным периодом жизни человечества. После этой книги средневековье для меня какое-угодно, но не "страдающее". И да, по мере прочтения книжки я очень волновался, как бы авторам на впаяли "Оскорбление чувств верующих" - многие вещи, считающие в средневековье нормой, сейчас бы потянули ни то что на двушечку - на пятачок. Но, будем надеяться, с авторами все будет хорошо - и они продолжат нас радовать.

Комментарии


Интересно, попробую почитать, если не запутаюсь в "итальянском синтаксисе" :)
А про съехавшего с катушек Фоменко это вы уж слишком сильно...


Не, книга хорошая.
А про Фоменко - ну, на моей памяти вполне приличные ученые сходили с ума. Увы, ум, ищущий ум, не застрахован от ложных путей. Сама идея поверки истории математикой, существовала задолго до рождения Фоменко, и конечно же критикуется не сам Фоменко как человек, а тот образ Фоменко, когда под прикрытием его как академика РАН в оборот вводится ересь. Каждый ученый имеет право снять свое имя с публикации, если она его не устраивает - и тот факт, что Фоменко свое имя не снимает с этих книг, которыми заполнено все, делает его соучастником и, учитывая его достижения за всю жизнь, отчасти сумасшедшим, ибо только сумасшедший может позволить так опоганить свое имя. Так что аргумент что Фоменко здесь не при чем, увы, не очень работает. Хотя, повторюсь, достоинства его в математике никто не отрицает.
В целом главным источником по Фоменко для меня является бюллетень "В защиту науки" изданный комиссией по борьбе со лженаукой РАН - там тема раскрыта исчерпывающим образом, ну а сомневаться в квалифицированности мнения я не решаюсь.


К сожалению, мне вряд ли представится возможность спросить А.Т.Фоменко, почему он подписался под всем бредом, что вышел за многие годы. Однако от психиатрических диагнозов я бы на вашем месте всё-таки воздержался :)


Знаю, в российском обществе вообще очень странная толерантность. У нас могут осадить ребенка, когда он высказывает свое мнение - не побоятся осадить буянящего пьяницу. В т.ч. и научного пьяницу - как думаете, осади бы Вавилов Лысенко, закончилось бы все так, как закончилось? Вот и я думаю что нет. Я считаю что надо избавляться от ложной толерантности, избавляться от непотизма, когда "это мой знакомый - о нем плохо не говорим". Много раз от этого страдала наша наука, и еще пострадает.
Увы, к сожалению, через вполне нормального ученого зло пришло в этот мир (хотя, конечно, Фоменко всего лишь "один из" людей, который изгадили российскую историю - имя им легион). И хоть в рамках этого - я не буду отказываться от своего мнения. :-) Будем считать что оно несправедливое, пусть так.


Если бы вы почитали препринт 70-х годов прошлого века, вы так не говорили бы. Идея поверки истории математикой и естественными науками вполне здравая. И то, что в датировках есть ошибки, надеюсь, никто не сомневается. Боюсь, ту 70-страничную брошюру, к сожалению, не читали не только вы. Вот её надо издать большим тиражом, без всяких соавторов и комментаторов. Это была заявка на новое направление в науке. Уж почему наука стала фарсом, вопрос другой.

Ну а психиатрические диагнозы будете ставить, когда станете психиатром. Это моё твёрдое убеждение, даже если на вашей стороне выступят все Лысенко с Вавиловыми на свете.


Я написал, что идея о поверке математикой всего чего угодно - очень старая. Поэтому здесь я точно спорить не буду, буду спорить скорее о результате, ведь говорим то мы о результате. И да, идея разделения науки и результата науки ловкая, но вряд ли успешная. Эдак мы придем к выводу, что изобретение атомной бомбы к взрыву атомной бомбы отношения не имеет. :-)
Ну а про "психиатрический диагноз" - надеюсь вы не считаете, что я претендую на выставление диагноза (как-минимум, диагнозы ставятся не так. У меня родители - психиатры, я это хорошо знаю :-) ). Я высказываю свое мнение - думаю, имею на него право. :-) И оставляю вам право с ним не соглашаться. Вот честно, что-то нездоровое с человеком, который позволяет делать свое имя нарицательным в таком контексте (повторюсь, это мое мнение, а не диагноз). :-)