Больше рецензий

Milena_Main

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 июня 2018 г. 13:58

1K

4

На эту книгу трудно написать отзыв без спойлеров, потому что вся она - не то, что кажется. Именно поэтому, предупреждаю сразу, спойлеры в этой рецензии будут.
Немецкая писательница рассказывает читателям историю, происходящую в эдвардианской Англии, с сироткой Флоренс, взятой из приюта очень странными братом и сестрой якобы для удочерения, но на самом деле, чтобы она составляла каталог кукол, оставшихся после смерти тетушки сиблингов. Разумеется, с этими куклами не все так просто, брат и сестра Молинье - не те, за кого себя выдают, да и Флоренс вовсе не Флоренс.
"Комната кукол" начинается как классический готический хоррор со всеми положенными атрибутами: бедная сиротка, странное поместье, загадочные бледные сиблинги с холодными руками, нечеловечески прекрасные и не слишком приятные в поведении, закрытая ото всех комната с куклами, тайна, о которой никому нельзя говорить, симпатичный мальчик на побегушках, который помогает главной героине. Однако, история оказывается вовсе не о таинственных преступлениях прошлого, леденящем инцесте и/или о вампирах/привидениях, как можно было бы подумать, а о феях. Да-да, о них родимых. О феях, снах и душах.
И это первый момент, на котором споткнулись многие читатели книги. Хотя я бы не сказала, что "Комнату кукол" такой сюжетный поворот портит, он просто делает ее не тем, на что изначально рассчитывали, купившиеся на мрачную обложку, аннотацию и иллюстрации люди.
Народ ждал мрачного триллера в викторианском сеттинге, а получил мрачноватую сказку с кельтскими мотивами, хотя и не без элементов этого самого триллера.
Но мне, надо сказать, понравилось. Фэйри у Илиш вышли одновременно классические и самобытные. Совсем недобрые, но и не сказать, чтобы намеренно злые, способные на жестокость, однако, необходимые для того, чтобы человечество не разучилось "видеть грезы". Феи не имеют души, боятся молитв и железа - и вот почему они когда-то ушли из этого мира, отдалились от него, не перестав, тем не менее, нуждаться в людях и их снах, чтобы существовать - все по классике. В романе даже Королева Эльфов присутствует, и легенда о Тэм Лине играет пусть не главную, но достаточно важную роль в сюжете.
А вот что оригинально, так это способ, которым автор решила возвращать фей в наш мир. По ее версии, когда миры раскололись, часть волшебного народа отказалась уходить и со временем превратилась в забытых или потерянных фей, со временем утративших память о том, кто они есть на самом деле, и живущих жизнью обычных смертных. Именно из-за этих фей и возникли легенды о подменышах. Эти феи раз за разом возрождаются в телах смертных, но покуда трижды не испьют фейрийского вина, так и не вспомнят, кто они. Впрочем, даже вспомнив, вернуться в волшебный мир они не смогут, мешает человеческая оболочка.
А есть еще "истинные феи" - те, кто с расколом ушли в другой мир. Для них проблема воплотиться в человеческом мире. Сделать это они могут, лишь заняв человеческое тело, - либо по приглашению, либо подавив сознание хозяина. Оба эти варианты не слишком надежны, и поэтому они придумали третий: вселяться в мертвые тела. Однако, телу нужна душа, хотя бы формально, иначе никакая магия его не оживит. И вот эти предприимчивые создания нашли способ извлекать исторгнутые, никому не нужные души, заключать их в кукол и волшебный кокон снов, дать им созреть до определенного уровня, а после подселять вместе с нуждающейся в воплощении феей в мертвое тело, а уж потом жить в человеческом мире. Единственная проблема, что они не могут отличать добрые души от злых, а злые способны - и жаждут - уничтожить любую фею, попавшуюся им на пути.
Истинные феи сильнее потерянных в чарах и колдовстве, но у последних есть преимущества, которых лишены первые. Например, они без опаски могут работать с душами, определять, которая из них добрая, а какая злая. Злую они могут уничтожить в фейрийском пламене, оставив от нее "полотно снов" из кокона", которое так необходимо феям. Волшебный народ прагматичен: если уж нельзя получить душу, то хотя бы ее грезы - пусть даже и ужасные - можно пустить в дело. Зачем добру пропадать?
Второй момент, ставший очередным камнем преткновения, - это то, что автор устроила с любовной линией. Да, как и во многих книгах этого жанра здесь есть условный любовный треугольник, но его можно сразу и не заметить, поскольку представляет собой он нетипичный вариант М/Ж/Ж. Если заранее не знать, то большую часть книги кажется, что мы получим отношения между Флоранс и Аланом, ан нет, парень тоже не тот, за кого себя выдает (хотя и не злодей, но тут есть о чем подумать, вопрос спорно-открытый), да и вообще у нас тут канонический фэмслэш с эндгеймом. Да-да, редкий зверь для подростковой переводной литературы в жанре фэнтези, и тем не менее. И вот об этот-то самый фэмслэш многие неподготовленные читатели также бякнулись со всего размаха.
Меня лично это, опять же, не смутило, поскольку я совершенно спокойно воспринимаю героев любой ориентации. Наоборот, это хотя бы свежо, ново и не так затерто. И хоть где-то, наконец, главная героиня - бисексуалка. Вот разве что жаль, что эта истинная любовь возникла как бы без предпосылок, из воздуха, без особого даже взаимодействия, на чистом притяжении, но для романтической любви, особенно подростковой, это нормально.
В общем, "Комната кукол" мне понравилась. Да, у нее есть недостатки. Возможно, местами она слишком затянута и обстоятельна (хотя для выбранного сеттинга такой темп, как по мне, в самый раз), а концовка, наоборот, смотрится несколько скомканной и торопливой - видно, что это дебютный роман автора, который, как сейчас водится, в первую очередь, сценарист, а уже потом писатель. Не на все вопросы она дает ответы и не во всех местах убедительна: заявлено, например, что главной героине четырнадцать, но думает и рассуждает она как человек, значительно старше, что, впрочем, можно объяснить ее природой.
Интересный, к слову, момент - и еще один, который смутил некоторых рецензентов. Как для четырнадцатилетки, Флоранс очень много думает о плотской стороне отношений. Вот реально много. Не то, чтобы она ходила и грезила о них на постоянной основе, но рассуждения на этот счет по тексту рассыпаны в достаточно большом количестве. Ничего страшного на самом деле, никаких графических описаний, но это стоит учитывать. Роману присвоен рейтинг "12+", и это весьма неожиданно, учитывая все вышеизложенное, но двенадцатилетке лично я бы ее не посоветовала - тем более, что в книге хватает темных, горьких моментов, мораль неоднозначна, да и конец не то, чтобы мрачный, однако, и окончательной победы добра над злом тоже особо не наблюдается. Так что "Комнате кукол", как по мне, стоило бы стоять в отделе Young Adult, и по зарубежным стандартам (от 12 до 18) она в нее вполне вписывается.
А еще там есть черно-белые иллюстрации. Они совершенно не соответствуют заявленной в книге эпохе и не всегда хорошо видны, но сами по себе очень атмосферные и красивые.
Читать или нет, решайте сами, но книга, по меньшей мере, любопытная. Однако, лучше заранее знать о том, что ждет вас под ее обложкой, а то велик риск обмануться в ожиданиях.

Комментарии


А околовампирские намеки - это прямая задумка автора, такая себе игра? Или просто создается такое ложное впечатление у читателя, который до поры до времени не разгадал сущность героев?


А вот тут не скажу. Оба варианта равнозначны. Но я склоняюсь все же к намеренной игре. Тем более, что воплотившиеся фейри - это существа, которые занимают мертвые тела вместе с подавленной человеческой душой, возвращая их к жизни. Они бледны, холодны - естественно, трупы же, - не нуждаются в еде, сторонятся всего, что связано с христианством, способны гипнотизировать людей, внушая им то, что хотят, и используют их в качестве источника топлива для себя, хотя в данном случае речь идет не о крови, а о снах.


Хм... интересно. Пожалуй, надо прочитать и составить собственное мнение о видовой принадлежности местных представителей бестиария :)

Спасибо за очень интересную рецензию-приглашение в книгу!
Я вот, кстати, наоборот люблю отзывы со спойлерами, в отличие от многих. Так хоть какое-то представление о книге можно получить, а то ведь верить аннотациям вообще нельзя, а восторженные ахи и охи без какой-нибудь конкретики тоже бесполезны абсолютно в этом смысле.
Так что спасибо вам за ваши спойлеры! :)


Мне было бы интересно узнать ваше впечатление об этой книге. )
Вот и еще один пункт, в котором мы с вами сходимся. Я тоже очень люблю спойлеры. Знание сюжетных поворотов мне, как правило, не портит впечатления от книги, ведь в произведениях искусства, как по мне, чаще важнее "как", а не "что именно происходит". Зато благодаря спойлерам можно заранее настроиться на нужный лад и подготовиться к сомнительным моментам.


И понять, а стоит ли вообще открывать ту или иную книгу!


Вот, кстати, да. Конечно, сколько людей - столько и мнений, что понравилось одному - необязательно понравится другому и наоборот. Но, например, есть люди, которые принципиально не читают об определенных темах/типах отношений и т.п. И таким людям лучше бы заранее знать, соответствует ли книга их предпочтениям или точно не для них.