Больше рецензий

28 июня 2018 г. 22:51

3K

5 Любовь & Свобода

Ненависть вскармливается ненавистью, а любовь – любовью.

Об этой книге я узнала совершенно случайно: будучи на 3 курсе на одной паре нам поставили фильм «Школа «Саммерхилл». Фильм мы, естественно, не досмотрели, но заинтересованность к фильму осталась, и как появилось время, я его посмотрела «от и до». В описании фильма была фраза «история реально существующей … школы» и имя ее основателя. Вот тут-то я и нашла информацию, что А. Нилл написал множество трудов, и одну из книг перевели на русский. Прошло немало времени, прежде чем я взялась за чтение книги (до электронных книг добираюсь нечасто, всё-таки бумажные всегда перед глазами, их и читаю).
Как человеку, связанному со сферой образования, мне всегда интересно что-то новое в педагогике, неоднократно находила и то, о чём или о ком не знали наши педагоги. Что самое первое бросается в глаза, так это пристрастие автора к психоанализу. Сама я всегда с осторожностью относилась к данному направлению в психологии, но в истории было неоднократное подтверждение психоаналитических теорий, в том числе ярким примером является история Билли Миллигана (наиболее подробно описана в произведении Дэниела Киза). А. Нилл также неоднократно приводит примеры, некоторые из них имеют подтверждение, некоторые только предположения.
Автор не является как таковым исследователем, он только опирается на ранее выдвинутые теории и выдвигает собственные соображения по поводу основ того или иного поведения детей и родителей, исходя из его реальных случаев, а также предлагает единственно известное и возможное на данный момент решение – предоставить детям свободу – быть собой, управлять своей жизнью, развиваться в индивидуальном темпе. Не это ли следовало назвать индивидуализацией образования? Но нет, в нашем обществе индивидуализация далеко не индивидуальна… Быть может я слишком придираюсь к нашей системе образования, но над этим следовало бы всё же поразмышлять.
По ходу чтения я и то соглашалась с автором, то с осторожностью и сомнение относилась к написанному. И если задуматься, то действительно: с детства нас окружает множество запретов, множество «должен», «обязан», «нужно», что зачастую отрицательно и редко положительно сказывается на человеке. Захотел заняться танцами/музыкой/рисованием/спортом (подставьте всё, что угодно), не понравилось/нет задатков и т.п., но уже куплено всё необходимое для этого занятия? Будь добр ходи! Не зря же родители потратились! А что в итоге? По большей части – ненависть к этому занятию, которая не всегда может изжить себя в будущем.
Верно сказано:

Нет трудных детей, есть только трудные родители. Лучше сказать, что существует просто трудное человечество

Да, многие поколения уже воспитаны на запретах, но ведь никогда не поздно всё изменить, в том числе и в воспитании и образовании детей. Свобода быть собой и любовь – вот, что нужно детям.