Больше рецензий
28 июня 2018 г. 10:34
263
5 ...вдруг да не найдете своего талисмана? Вдруг да навеки душа-то мертвой останется?
РецензияПосле прочтения всех стихотворений Гиппиус я решила познакомиться с такой занимательной личностью поближе. Кратких биографических очерков оказалось мало. И вот недавно я узнала, что эта гениальная женщина увлекалась не только поэзией, но и прозой. Чтобы не упустить и точки из творчества талантливейшей Зинаиды, было решено прочесть все 15 томов, которые вобрали в себя полное собрание сочинений, очерки, статьи и многое другое.
Коренная ее черта – горький неженский скептицизм, разъедающая трезвость, беспощадность к каким бы то ни было иллюзиям в парадоксальном сочетании с неодолимой тягой к метафизическому, к тому, что «за гранью таинственного», что мерцает «сквозь ткань времен».
Первый том начинается со статьи Н. Осьмаковой «Единственность Зинаиды Гиппиус». В ней собраны воспоминания знакомых писательницы, биографические данные, творческий путь, мнения критиков и тд. Весьма интересная статья с хорошей подачей. Дальше следуют два романа и одноименный сборник рассказов «Новые люди».
«Без талисмана» (первый роман)
Я буду такая, как ты хочешь; буду думать, как ты думаешь, идти с тобой, всегда с тобой, и пусть меня нет – один ты…
Не стоит сразу причислять роман к любовным. Да, поначалу мы видим влюбившуюся молодую курсистку Веру и прагматичного Павла Павловича, решившего сделать предложение той, которая будет ему верной помощницей в достижении «великих» мечтаний и целей. Вера - идеальный вариант; она готова положить на алтарь свою жизнь, а если уж говорить конкретнее - отдать её целиком во власть своего мужа. Но не все так просто и легко, как кажется нашей молодой девушке на первый взгляд.
Одну минуту ей безумно захотелось вдруг очутиться дома, опять одной, и не знать, никогда не знать этого человека, не быть его рабой.
В первой части романа приходилось наблюдать лишь за этими персонажами (и несколькими незначительными второстепенными, кроме Люси - сестры Кати). У меня не вызывали симпатии ни один, ни другая. Каждый из них не знал толком, чего хочет, хотя и имелись конкретные представления. Вот только твёрдой основы не было для «великих» целей, не было самого главного - талисмана.
...вдруг да не найдете своего талисмана? Вдруг да навеки душа-то мертвой останется?
Во второй же части - после переезда из уездного маленького городка за границу - появляются новые интересные персонажи. Особенно, сохранила свой след в памяти Антонина (девчонкой она когда-то была влюблена в Павла).
...она глядела прямо перед собой без сознания, не страдая и не чувствуя жизни.
Гиппиус вливает потоками вопросы в наши умы, заставляя задуматься о жизни, смерти, мечтах, любви, важном и неважном - обо всём. Каждый герой представляется ярко, благодаря метким описаниям, попадающим прямо в цель; каждый из них индивидуален.
Единственный укор совести, который испытывал Павел Павлович, – это что у него совсем не было укоров совести.
В конце всё встаёт на свои места. Мы увидим реальность такой, какая она есть. Никаких сладких и милых финалов - лишь правда жизни.
...живите, страдайте, до конца страдайте – и, если есть у вас силы, вы придете к свету.
«Победители» (второй роман)
Чем глубже человек, тем более он одинок и скрытен.
Роман так же, как и предыдущий, разделён на две части: в первой приводятся записи дневника главного героя Юрия Карышева, когда он ещё учился в последних классах гимназии и на первом курсе университета; во второй - четыре года спустя (Юрию где-то 25 лет).
Жизнь одно, а мы другое. Если сознательно жить, нельзя жить в счастии, а только в смирении. Такие, как вот Карышев, они одно с жизнью, им не нужно смиряться. А нам выбора нет. Либо смириться, либо умереть.
«Победители» оказался менее интересным для меня, несмотря на те же любимые вопросы о смысле жизни, смерти и пр. В конце ощутила лишь небольшое разочарование: каждый старается выжить всевозможными способами; каждый обитает в своём мире иллюзий, стараясь подстроить его подо всех. Итог один - со временем, спустя век, ничего не изменилось.
Я ошибался. Я думал, есть еще кто-то, кроме меня. Я думал, есть она… Но это глубокая ошибка. Есть только я. Только я, один я, один я, я, я…
Наконец я подошла к рассказам, но мучить вас не буду. Назову лишь особенные для меня: «Яблони цветут», «Голубое небо», «Время» (изумительная, просто волшебная сказка - и уму, и сердцу), «Одинокий».
Заканчивается первый том сочинений небольшим автобиографическим очерком и воспоминаниями А. Л. Волынского «Сильфида». Вот я и познакомилась с прозой Зинаиды Гиппиус. Могу охарактеризовать её стиль двумя словами - простота и изящество. Глубина бесконечных вопросов, на которые зачастую нет ответов, поражает и восхищает. Этот человек примерял тысячи масок в жизни и, скорее всего, истинную показывал лишь себе, если только мог распознать настоящую. Она была выдающейся личностью, талантливейшей поэтессой (хоть и видела своё призвание больше в прозе) и писательницей, а также отличным другом тем, кому доверяла. Для меня Гиппиус стала «родственной» душой, такой же потерянной, но никогда не теряющей надежды.
– Где я найду то, что мне нужно? Есть ли на свете то, что будет всегда?