Больше рецензий

Sukhnev

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июня 2018 г. 12:11

4K

3.5 Несколько десятков великих мужей, или как Плутарх душу проявлял

Плутарх начинает своё сравнительное повествование жизнеописанием основателей – Тесея и Ромула. Людей, безусловно, маргинальных, в том смысле, что они находились на краю. Позади них уже «страна чудес и вымыслов, раздолье для поэтов и мифографов», впереди же, люди более реальные, хотя бы тем, что мы на полном серьезе не считаем их потомками богов.
Мы стартуем с древних времён, с Тесея и Ромула, и идём вперёд чередуя греческих персонажей с римскими, мы сравниваем их исторические биографии и исследуем им присущий моральный облик. На нашем пути встречается амбициозный эпирский царь Пирр, мечтавший завоевать Италию, за ней Сицилию, после Африку и Карфаген, губитель своего отечества Сулла, моральный ориентир Нума, тираноубийца Брут и величественный Александр. Складывая персонажей в одну картину, мы невольно структурируем античность. Знания полученные до, были немного размытые, быть может им не хватало личностей, связующих историчность. Плутарх дал нам возможность связать все события, он повысил резкость эпохи. Связал Геродота и Фукидида, Ксенофонта и Полибия, Диодора и Тита Ливия.
Но Плутарх специфический историк, быть может он даже и не историк совсем, а биограф. В одной из биографий, Плутарх заявляет следующее:

«Мы пишем не историю, а биографии, и не всегда в самых славных деяниях бывает видна добродетель или порочность, но часто какой-нибудь ничтожный поступок, слово или шутка лучше обнаруживает характер человека, чем сражения с десятками тысяч убитых, огромные армии и осады городов. Поэтому, как живописцы изображают сходство в лице и в чертах его, в которых выражается характер, очень мало заботясь об остальных частях тела, так и нам да будет позволено больше погружаться в проявления души и посредством их изображать жизнь каждого, предоставив другим описания великих дел и сражений».

Его история имеет своей целью исправление нравов, она нужна чтобы показать читателю что такое хорошо, а что такое плохо. И показать не на скучном моральном примере, а на биографиях великих людей, акцентируя их ошибки и промахи. Показав, как делать не надо.
Такое пренебрежение самой историей, приводит к тому что некоторые факты искажаются, другие пропускаются или упоминаются вскользь, третьим придаётся слишком высокое значение, а четвёртые непонимаются в своём противоречии. Плутарх выдаёт за историчную информацию анекдоты, басни и сплетни, лишь бы усилить или ослабить моральный портрет своего персонажа.
Чтобы не быть голословным, приведу один пример:
На странице 438 Ганнибал говорит: лучший полководец для меня Александр, затем Пирр, а потом Я.
А уже на странице 448 Ганнибал утверждает, что лучший полководец для него Пирр, затем Сципион, а сам Ганнибал на третьем месте.
Такими ошибками Плутарх создаёт путаницу, читатель перестает понимать где здесь истина. Но истина и не нужна Плутарху, вы главное живите по совести и будьте хорошими людьми.

Благодарю за совет CoolOn