Больше рецензий

20 июня 2018 г. 17:04

1K

5

Я люблю этот роман. Читала его в пятнадцать лет, в двадцать - и вернулась к нему снова сейчас уже в аудиоверсии. Такой вариант восприятия, конечно, очень помогает взглянуть на знакомое произведение по-новому, уловить незамеченные раньше интонации, взгляды, жесты, оттенки. В прочтении А. Клюквина "Война и мир" - интереснейший шестидесятичасовой моноспектакль, от которого сложно оторваться.

Я люблю этот роман за его жизненность, правдивость, разноплановость, за то, что он весь наполнен чувством жизни, радости бытия, любовью.

Конечно, манера Толстого слишком дидактична и навязчива - он не упускает возможность подвести читателя к нужной, по его мнению, мысли, а некоторые из них выражает напрямую, повторяя несколько раз. Он навязывает и свое отношение к героям - поэтому я за три раза, что обращалась к роману, так и не смогла полюбить Наташу - хотя искренне всякий раз хотела любить ее. Но в конце концов, и она, и вся семья Ростовых вызывала лишь раздражение. Толстой словно подталкивает Наташу ко мне со словами: "Смотри! Разве не прелесть? Ах, как она хороша, мила, добра, как все ее любят - Пьер, Андрей, Николай, пусть не сразу, но и Марья - буквально каждый любит ее как-то особенно, потому что она сама очень особенная, нитакаякаквсе, и такая чуткая!" И я устала.

Наверное, все потому, что мы с Ростовыми слишком непохожи - я не вижу в их семье ничего, что можно было бы счесть достойным того, чтобы взять это в свою семью, ничего идеального. Даже их хваленое радушие и любовь друг к другу распространяется не на всех членов семьи - Веру и Соню, например, шпыняют, унижают, игнорируют, причем несправедливо. Ну прелесть, право, эти Ростовы.

Андрей мне нравится - наверно, все по той же причине - мы похожи. Отчужденность и холодность со всеми, кроме самых близких - да и с ними порой принужденность и чопорность - в общем, мы схожи в самых неприятных чертах. Лучшее же в князе Андрее - самоуглубленность, рефлексия, бесконечная готовность судить себя, доброта, ум роднит его с моей любимой княжной Марьей, да и как им не быть похожими при одном воспитателе.

Я люблю Марью, но Толстой, на мой взгляд, все же слишком старается, выставляя ее кротость и склонность к самопожертвованию, готовность страдать, порой без особых на то причин, в хорошем свете. Вот не повезло бы ей с мужем, терпела бы она всю жизнь какого-нибудь тирана, как отца, да переносила стойко - и кому от этого было бы хорошо? Зачем это нужно? Хотя в Марье есть и гордость, порой она даже способна постоять за себя, но, читая роман, складывается впечатление, что это неправильные, вредные черты и порывы.

Пьер - это редкий, конечно, кадр. Но он один из немногих героев романа внимателен к чувствам близких людей - не постфактум, когда прощения просят и ручки целуют, а в тот момент, когда это нужно - чуток и внимателен, хотя вроде как самой бросающейся в глаза его чертой Толстой сделал рассеянность.

Так много есть в книге, что хотелось бы оспорить, подвергнуть сомнению, даже вырезать, но все же - я люблю этот роман. У нас сложные отношения, и во многом мы несогласны, но не любить его невозможно