Больше рецензий

dirty_johnny

Эксперт

Наибанальнейший графоман

19 июня 2018 г. 14:58

1K

3 Не верю! (с)

В общем и целом, неплохо – борьба с болью, надежды на лекарство, попытки самовнушения. Чем-то напоминает попытки бедняка поверить в бога – бедняк просит помочь ему материально, но, естественно, никто не помогает и постепенно бедняк приходит к стадии «а зачем он (бог) если не помогает» и затем к «никого и нет вовсе» (может даже и до следующей стадии доходит – «а почему вообще решили, что кто-то должен быть?»).

Но, в отличие от бога, эффект плацебо вполне себе материален и у героя повести были вполне реальные шансы выздороветь. У бедняка шансов поправить через бога свое материальное положение изначально не было.

При этом акценты расставлены неверно (субъективно, безусловно).

В частности, герой так и не задал себе принципиальный вопрос (от которого ему могло стать несколько легче) – как бы повел себя он в аналогичной ситуации, если бы болезнь поразила его жену, с которой он периодически бывал в состоянии войны? Или его дочь? Долго бы он терпел их болезнь? Если бы Толстой до конца исследовал вопрос – то его Иван Ильич задался бы этим вопросом и поведение окружающих стало бы ему понятно.

Но вопрос задан не был. И это очень характерно для всей прозы Толстого. В отличие от Достоевского, он:
1) Свое мнение считает истиной в высшей инстанции. И считает должным это свое мнение именно в форме истины выдать.
2) Никогда не проводит реального исследования, т.к. себе такой цели не ставит – зачем что-то искать, если он уже «знает правду»?

Как действовал Достоевский, к примеру, в Братьях Карамазовых (попробуем представить): «так, есть куча идей, я сейчас с разных сторон для разных точек зрения создам персонажей, и они будут эти идеи передавать; для начала самая простая концепция - тройка братьев: искренне верующий Алеша – безбожник/ рационалист Иван – середнячок/ беспутный Дмитрий», - и дальше читатель включает голову и думает: «ага – этот говорит то, этот говорит это – где ж истина-то?»

Как действовал Толстой (тоже попробуем представить): «Так, я знаю истину, сейчас ее донесу. Вот через этого персонажа буду проповедовать. Ну и для кучи добавлю еще парочку персонажей. Так, чтобы оттеняли ГГ, но при этом не мешали литься «истине» в голову читателя».

Чувствуете разницу?

Захотелось, к примеру, Толстому, чтобы его Иван Ильич вдруг перестал перед смертью верить в смерть – и Иван Ильич перестал верить в смерть. С чего вдруг он перестал? «Какие ваши доказательства?!» (с)

В общем и целом – страх смерти Толстой не передал. Это удалось сделать Леониду Андрееву в гораздо более лаконичной форме. В рассказе «Большой шлем». Который, возможно, позаимствовал идею с игрой (а может быть и нет – игры – распространенное развлечение того времени) у Толстого.

Комментарии


Мне лично вообще кажется, что Льва Николаевича, как писателя, сильно переоценили. Не считаю себя великим литературоведом, просто многих писателей оцениваю по принципу: "Верю - не верю". И тут не имеет значения жанр, иногда самой забористой фантастике или мистике верю больше, чем классическому реализму. Для меня всегда важна логичность в действиях персонажей. Не та логичность, которая происходит от их размышлений (хотя это тоже важно), а логичность образа целиком. Трудно, например, ждать логичности в поступках Ивана Дмитриевича из "Палаты №6", но, в целом, он логичен и Чехову веришь. А Толстому я не верю: с чего Иван Ильич перестал верить в смерть, с чего такая самовлюбленная дама, как Каренина, под поезд полезла (для женщин, кстати, очень важно как они будут в гробу выглядеть), что такого возвышенного в Наташе Ростовой (для меня это вообще неразрешимая загадка) и т.д. и т.п.


Здесь с вами совершенно согласен.
Мне он вообще не нравится - нарушает главный принцип (на мой взгляд) - не выступать от лица единственно верного мнения.
Про Каренину точно подметили. Не обращал на это внимания. Хотя и читал бог знает когда, в школе, когда вообще все это было далеко и туманно. Но про поезд - это хорошая мысль. Действительно, с чего бы вдруг такое решение. Про Ростову не помню уже ничего. Но дико бесило, когда Толстой пытался Наполеона выставить дураком. Эти бесконечные проповеди. Мне кажется, что он вообще был довольно неумным человеком, Толстой. Как бы странно это ни прозвучало.
Чехов очень достоверен, это точно. Хотя пьесы его мне вообще не близки.
Но рассказы - совсем другое дело.
Все эти извозчики с умершими детьми. Рассказ "В овраге" его читали? Вообще шедевр. Я всегда рекомендую почитать любителям лапши а-ля "Россия, которую мы потеряли".


Именно этот рассказ не читала. Надо будет поискать. Спасибо.


" Смерть Ивана Ильича" - одно из лучших произведений Толстого, на мой взгляд. Вот ты заболел - и меняется все, вся иерархия ценностей. Не так уж он переживает отсутствие отзывчивости родных, да и Толстой напоминает : а сам -то? Просто все болит - и так хочется, чтобы болело поменьше... так хочется не быть самому себе в тягость. Плацебо тут ни при чем, мне кажется. ИИ спрашивает слугу, неприятно ведь ему выносить судно, возиться с грязью и потом? Разве слугам пристало быть брезгливыми? Но теперь у героя проснулось внимание к окружающим, а окружающих -то рядом и не осталось. Хорошо человеку, когда в последние минуты рядом с ним есть хотя бы слуга, который хочет - не хочет поможет тебе умереть в чистоте.


Фрагмент первого абзаца отзыва: "В общем и целом, неплохо – борьба с болью, надежды на лекарство, попытки самовнушения."


Ладно!)