Больше рецензий

13 июня 2018 г. 11:49

2K

4 Конечно, Рейчел не Ребекка, но тоже весьма неплохо

Это будет герметичный анализ, то есть такой, в котором я не собираюсь выходить за пределы конкретного произведения.

Краткий пересказ сюжета можно найти в Википедии, потому я собираюсь писать так, будто те, кто прочтёт это, с сюжетом знакомы. Тем не менее, замечу, что не стоит продолжать читать, если вас пугают СПОЙЛЕРЫ.

Герои

Текст написан от мужского лица. Рассказчик — весьма однозначный персонаж. В том смысле, что он сам поясняет все свои мотивы и душевные порывы. Кроме того, весь сюжет выстроен так, чтоб разночтения относительно его поведения не возникали.

Дюморье выписывает достаточно одинокого персонажа, стабильность жизни которого основана на замкнутости существования. При этом жизнь его сложилась таким образом, что у него никогда не было возможности сблизиться с женщиной в душевном смысле. Я уверена, что каждому человеку больше всего на свете необходимы принятие и разделённость. И что отсутсвие этого формирует ощущение одиночества. Всякие там социальные активности, деньги, секс, социальный статус и количество приятелей — просто внешнее. Этим можно закрывать пустоту или закрываться от пустоты. Не заполнять. И когда ее нет, то всё это оказывается вторичным. С кем надо было сближаться главному герою в душевном смысле? Со слугами он не мог. С соседями, которые казались ему скучными и непохожими на него, тоже. Никаких близких контактов с соучениками у него не возникло. Родители умерли, когда он ещё был маленьким. Конечно, Дюморье показывает, что у него есть подруга Луиза, дочь крестного. Но там нет равенства контакта. И не столько даже в связи с разницей в возрасте или с тем, что она женского пола, сколько из-за того, что рассказчику окружающие ее прочат в жены. И, вероятно, у неё самой тоже есть подобные мысли (пусть даже их источник чисто внешний). Подобное ожидание и предрешенность всегда делает контакт несколько искусственным, не даёт раскрываться свободно. Подавляющее ожидание.

Вот и выходит, что самый близкий человек для рассказчика — его двоюродный брат. И его ревность к новоиспеченной жене брата вполне понятна.

Понятно и то, как этой Рейчел удалось так быстро и сильно его привязать — у героя ведь только что умер самый близкий человек, бездна одиночества разверзнута перед ним. А тут появляется та, с которой можно постоянно видеться, которая понимает твою печаль, которая оказывается милой (то есть ко всему примешивается ещё и чувство вины,связанное с тем, что ты позволяешь себе плохо думать о том, кто не заслужил таких мыслей). А дальше и того проще — ему 24 года. Он получил свою душевную близость, полагал, что это что-то да означает. А потом получил ещё и физическую близость. И, конечно же, решил, что это любовь и счастье, и дальше все будет по схеме, о которой до сих пор ещё грезят многие люди — брак, дети, прожить всю жизнь вместе.

Главному герою легко сочувствовать, потому что его легко понять. Его история понятна любому, кто когда-либо сближался с человеком, который не мог/не хотел соответствовать фантазиям смотрящего, кто страдал от неразделенной любви и хотел верить, что для другого происходящее столь же значительно.

Большинство героев воспринимаются как люди, которые должны помогать раскрываться конфликту между главным герое и героиней. Потому они прописаны ровно настолько, насколько это необходимо для решения поставленной задачи.

Сама же кузина Рейчел персонаж неоднозначный. Дюморье пишет ее как полную противоположность рассказчику. Я имею в виду то, что если его мотивы и чувства оказываются совершенно понятными, находящимися на поверхности, то про неё читатель однозначно ничего не может сказать всю книгу. И финал книги позволяет всем по-разному понимать, что и почему происходило в ее жизни. То есть у нас есть абсолютная понятность, которая влекома к абсолютной непонятности.

Напряжение

Хотя сюжет развивается достаточно медленно, за его развитием интересно наблюдать. При этом возникает ощущение стройности, непротиворечивости. Любые странности сюжета, перекосы, утрирования воспринимаются как следствие индивидуального восприятия главного героя, его эмоционального переизбытка. При этом Дюморье показывает, что и у главной героини вполне может быть страстная натура, с бурным внутренним миром-морем.

Дюморье несколько раз осознанно меняет отношение читателя к героине. Сразу мы настороженно реагируем на неё вслед за рассказчиком, потом часть читателей (опять же — вслед за рассказчиком) начнёт думать, что она не так плоха и даже весьма очаровательна, тогда как другая часть будет продолжать подозревать ее. Потом первые перейдут к идее «она плохая», а вторые будут потирать руки, радуясь своей проницательности. Но в финале и первые, и вторые, поймут, что однозначных ответов не будет.

Самое динамичное в книге — развитие отношений главных героев. Интересно то, что ты никогда не можешь расслабиться, решив, что отношения стабилизировались и застыли, приняли некую форму. Они постоянно подвижны. Так что никакие бытовые подробности не кажутся утомительными, так как в каждой обыденной вещей и явлении начинаешь искать подсказку, знак, указывающей на то, какие таки намерения у этой кузины Рейчел, какой она человек, кого она любит и способна ли она любить.

Патриархальные установки

В этой книге Дюморье активно транслирует стереотипные представления о женщине, характерные для патриархального, консервативного общества. Всё это выставляет женское в уничижительном свете. Некоторое время мне казалось, что она это делает специально, чтоб усилить стартовое отрицательное отношение героя к героине, а потом резко развернуть ситуацию, показав, как он заблуждался. Но в итоге у меня возникло ощушение, что даже развернув отношение героя, писательница только ещё более выпукло показала ядро патриархального — женщина ценна только тогда, когда мужчина ее желает как объект. Тогда он перестаёт транслировать всякую чушь о ее чисто женском поведении, целях, мечтах. То есть сразу он может заинтересоваться ей как личностью, вырваться из плена стереотипных установок, но потом его накроет типичным «а теперь она должна быть моей женой», которое умеет разрушать близость, возникающую до возникновения этого желания. И хотя брак сам по себе не является чем-то плохим, но так уж вышло, что во всех контактах мужчины и женщины, отличных от дружбы, возникает призрак «а надо, чтоб тут вот так было». Это в дружбе нет возможности говорить о разделении труда или пассивности с активностью. В области же секса, брака существуют конкретные установки, какие-то нормы и правила. И они умеют отчуждать, а потом становятся причиной более выраженного одиночества, чем то, которое человек может испытывать сам с собой, а не возле кого-то.

Достойная книга, в которой Дюморье удалось показать, что люди могут быть весьма сложными, а наши желания и надежды могут быть причинами, по которым мы конструируем какие угодно образы окружающих, чтоб защитить себя от боли встречи с реальностью.

Читаем классику вместе.