Больше рецензий

KahreFuturism

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 июня 2018 г. 17:42

2K

2.5 Читательская агония

Потому что кроме, как агонией я назвать это никак не могу, и этим я, наверное, обеспечу себе звание "Чёрствого сухаря", оглядываясь на стопки положительных отзывов, - ну и пусть.

Как оказывается, история имела место быть, а не родилась в воображении писателя (разве только приукрасилась, возможно). Музей невинности существует и выглядит так:
картинка KahreFuturism
Кстати, О. Памук поместил себя в роман, и мелькает порой на его страницах, особенно обильно - в конце.

Сюжет

Перед читателем разворачиваются панорама Стамбула середины прошлого столетия и откровение о глубокой любви Кемаля к Фюсун. Кемаль должен вот-вот жениться, но по стечению обстоятельств он видится с Фюсун, и теперь она, повзрослев, предстаёт перед ним в другом свете и порождает в нём очевидные чувства. Ни он, ни она не задумываются о последствиях и бросаются в омут с головой. Беспечность героини ещё можно постараться объяснить - ей 18 лет и это её первое чувство, у Кемаля - тоже, но ему идёт четвёртый десяток, нужно бы задуматься о последствиях. Тем не менее, ни расторгать помолвку, ни прерывать отношения с Фюсун герой не хочет и просто отнекивается от проблем:

<...> я пришёл к выводу, что сейчас не стану предпринимать ничего, чтобы волнение, вызываемое во мне Фюсун, не пошатнуло счастливый брак, который приближался день ото дня.

И при этом Кемаля выводит из себя только одна мысль о том, что Фюсун может его бросить, ведь они "сильно и искренне привязаны друг к другу". Выходит, он имеет право на брак, признание обществом и узаконенных в семейном лоне детей, а Фюсун - нет. Она никак не может возжелать того же и оставить его ради стабильности с кем-то другим. Его эгоизм просто не знает границ.

После ожидаемого сюжетного поворота герой страдает, а затем предстаёт в пьяной амёбной ипостаси.

- Тебя ничто не интересует, ты прячешься от жизни, тебе, судя по всему, нравится быть слабым. А нужно быть сильным.
- Давай ещё выпьем? - улыбнулся я, поднимая стакан.

- Ты тянешься ко мне, потому что хочешь верить, что с тобой случилось несчастье.
- А зачем мне несчастье?
- Тебе нравится выглядеть уставшим от жизни.

И сотни страниц в этом же духе. Кемаль не не может начать жизнь заново - он не хочет. В нём, подпитываемая утопической меланхолией, с буйством начинает развиваться тяга к предметам, как-то связанных с прошлым, которая начинает тонко намекать на фетишизм. Чувственное восприятие предметов делает воспоминания особенно объёмными. Герой собирает даже сигареты, выкуренные Фюсун. Это увлечение породит в своё время Музей невинности.

Что касается Фюсун, уж раз я затронула её имя, по началу я ей сочувствовала, но с дальнейшим развитием сюжета ничего кроме недоумения она вызвать у меня не смогла. Она во многом напоминала мне известную героиню "Идиота" Фёдора Михайловича - сама страдает и всех вокруг заставит.

Ни к кому из героев я не смогла проникнуться симпатией из-за алогичного поведения. Безусловно, в любви невозможно искать логику, но для меня это болезненная форма её проявления - одержимости с одной стороны и инфантильности с другой. Единственным исключением стала Сибель, которая несмотря на все козни судьбы, смогла постичь человеческое счастье.

Язык автора

Был единственным моим утешением. В этой книге явно чувствуется влияние Пруста, произведение в чём-то напоминает "роман-поток" из воспоминаний, способных воскресить прошлое.

Но на этом всё.

Книга прочитана в рамках игры Кот в мешке.

Комментарии


Да! Да! Да! Очень редко не дочитываю книги до конца. Эту не дочитала. Вот как поперек горла она мне встала)))


Возможно, лучше и не знать, чем история закончится, потому что конец невероятно абсурден в своей трагичности, хотя, казалось бы, куда уж больше страданий для одной книги)