Больше рецензий

8 июня 2018 г. 19:29

1K

5 «Макабр – больше, чем просто игра» (с)

Время писать рецензию. Только вот с мыслями соберусь.

Именно так я подумала и зависла на пару дней с пустым «листом», потому что слишком много эмоций. А когда читатель слишком «пьян», он молчит. До тех пор, пока не переварит то, что только что пережил. Именно так. Хорошие книги переживают, проживают и пропускают через себя. И теперь то я с гордостью могу сказать, что пережила «Макабр» вместе с его героями. И совсем не как приключение, свойственное жанру «фэнтези», а как испытание. Но именно это и есть его большой плюс.
Итак, с чего бы всё-таки начать? Пожалуй, с шикарных обложек. Ведь прежде, чем открыть книгу мы смотрим именно на обложку. У этой трилогии они действительно «макабрические», завораживающие, интригующие. Своеобразное вступление к тому, что ждёт читателя внутри. Они дают повод для размышлений, предположений, догадок. А когда книга уже прочитана и закрыта, та же обложка предстаёт в новом свете и с новым смыслом. Иными словами, Ольга Закис, смогла сделать главное: создать для книг Милы оформление, которое стало частью самих книг, дополняющее их атмосферу. Здесь всё на своём месте. Цвет, детали картинки, впечатление.
В самой книге, а я сейчас имею в виду именно третью, заключительную часть «Макабра», тоже всё и все на своих местах. Когда я ждала выхода первой, я ожидала знакомства с мрачной историей о смерти, поиске и борьбе. Мир «Макабра» действительно мрачный. Боль, потери, страдания, смерти… Всего этого здесь в избытке. Мрачные, запелёнатые в туман кладбища, заброшенные дома, старые церкви. Готическая таинственная атмосфера. Здесь пахнет сыростью, воют ветры, холодок пробегает по спине. А ведь есть ещё и Полночь, мир самой Смерти, где опасность притаилась за каждым углом. Есть живые, есть нежители и куда более страшные бесчеловечные существа – нелюдимцы. То и дело мелькают белые черепа мертвецов, а чьи-то руки или зубы обагряются кровью. В третьем Макабре это особенно заметно, ведь речь идёт о войне, а война страшна, кто бы в ней ни участвовал, она всегда ведёт к новым потерям и новым страданиям.
Но есть в этой мрачности своя сказочность. Только сказка эта не для маленьких детей. С другой стороны, с каких это пор сказки стали чем-то исключительно детским? В конце концов их придумывали за много столетий до нас и смысл у них был глубже и жёстче, чем мы привыкли замечать. И где-то на просторах Трансильвании скрываются удивительные существа. Там живёт таинственный Господарь Горы, прячутся в водоёмах иеле, а над погостами то и дело слышаться голоса, смех… И едва уловимое бренчание кобзы, играющей все на свете мелодии.
В этом сказочно-мрачном мире живут герои Макабра. Те, кто ненароком приоткрывает читателю свою душу, заставляя его проникаться сочувствием, привязывая его к себе или, напротив, отталкивая. Смотря по тому, чья именно душа приоткрылась перед вами. И вместе с этими героями мы идём по страницам истории, то заливаясь радостным хохотом, то яростно утирая слёзы, бегущие по щекам. И эти два состояния разделяет всего несколько строк, так стремительно меняется настроение. Впрочем, в последней книге страданий у героев куда больше, чем в первых двух вместе взятых. Но за всей этой мрачностью скрыты светлые проблески, то самое, счастливое «сейчас», надежда, помощь друга, доверие и конечно любовь. Здесь даже не нужно читать между строк, чтобы всё это разглядеть, ведь именно это Волшебный Кобзарь пытается донести до Теодора и его друзей на протяжении всего пути. А Кобзарь знает, о чём говорит, правда же?

спойлер

Я знала, что во время «Войны на восходе» кто-то непременно умрёт. И даже цинично сделала ставки, выбрав несколько кандидатов. Угадала двух. Других я тогда ещё не знала. Никто не знал и это ещё один плюс «Макабра». Не только внезапные повороты сюжета, но и персонажи, которые располагают к себе всего за пару страниц, а потом заставляют сердце сжиматься, навсегда покидая читателя. Конечно, мы все знали, что без боли не обойдётся и у героев особенное равноправие – страдают все без исключения, но сколько бы ты не готовился к финалу этой истории, она всё равно тебя добьёт хочешь ты этого или нет. Потому что терять персонажей, которые стали своими, действительно грустно, и обидно за тех, кто остался, ведь им придётся труднее вдвойне. И нет ни одного неважного. Лазар и Мария, Охотники, нелюдимцы (уж простите, что ставлю их в один ряд) так или иначе повлияли на Теодора Ливиану, на позабытого им когда-то Кристиана.
Мне понравились взаимоотношения персонажей друг с другом. У каждого из них свои проблемы и свои секреты. И следить за тем, как персонажи меняются здорово! За тем, как Ворона из друга становится предателем, но всё-таки пытается исправить свои ошибки. «Хорошая девочка» Санда признаёт себя монстром, а потом избавляется от собственного страха и ненависти. Серьёзный, гордый Змеевик, на лице которого почти не бывает эмоций, в конце концов заботится о своих друзьях больше, чем кто-либо. Особенно прекрасно то, что его избранница – злая, ворчливая грубиянка, которая тем не менее хочет, чтобы её любили. Одна из лучших пар в истории, на мой взгляд! Потому, что Шныряла бесподобна :) Но есть ведь и Александру Вангели, святой и садист в одном лице, человек с болью в сердце и тяжким грузом на плечах. Таким людям непросто бывает изменить своё мнение, но он это делает, тем самым оставляя след и в сердце у Теодора. Того Теодора, который обещал прикончить любого, кто прочтёт его дневник, того, кто ненавидел весь мир и в конце концов стал Любовью. Стал тем, кто готов был отречься от себя самого ради тех, кто ему дорог. Именно он в конце беседует с нами. Дружелюбно, просто, как со старыми знакомыми и эта перемена в его характере отчётливо видна. Разве это не повод для улыбки? Разве не за этим мы, читатели, пробегая глазами по строкам в сотый раз задерживаем взгляд на любимом моменте, чтобы продлить его, а потом двинуться дальше, впитывая каждое слово? Короткие предложения одно за другим впечатываются в память, описания разворачивают перед внутренним взором то чудовищные, то прекрасные картины…

Ах, да. Всё-таки «Макабр» - это история о Смерти. С этим очень трудно поспорить. Но не о той Смерти, которая является концом жизни, а о той, что является частью её. Здесь Смерть, едва ли не самый «живой» персонаж из всех. С чувствами, желаниями, мечтами. Но, увы, без сердца. А без него невозможно любить. Поэтому приходится выжидать столетиями, планировать, просчитывать, угадывать, чтобы снова устроить Макабр и всего на один день ощутить биение сердца в груди. Если игроки справятся. А если нет… Будут другие игроки и новая Игра. У кого ещё в запасе столько времени, как у Смерти? Мог ли Теодор предположить, что, назвав Волшебного Кобзаря, этого улыбчивого, яркого и очень несчастного человека, своим другом, подружиться со Смертью? Ведь Смерть и Кобзарь одно и то же лицо. И это лицо не страшное, не злое. Напротив, это лицо того, кто понимает, что такого, как он людям трудно будет любить. И всё-таки он забирает жизни, потому что так ему предначертано. Вечный раб, который завидует людям. Никто иной, как Кобзарь советует всем, кого встречает любить, прощать, наслаждаться дарованной жизнью. А ведь он действительно знает, о чём говорит. И после того, как заканчивается глава, если мысленно вернуться назад, все слова, сказанные «Глашатаем Смерти» приобретают особенный смысл.

свернуть

Да, Макабр действительно больше, чем просто игра. И выигрыш гораздо больше, чем одно желание. Потому что ценнее и прекраснее жизни, бок о бок с теми, кого любишь, нет ничего. Да, это история о Смерти, но она же и о Любви, о жизни, которую человек проживает в своём настоящем. Это путь из сумерек, сквозь полночь, к рассвету. От одиночества и отчаяния к лучшим на свете друзьям. История одновременно мрачная и, тем не менее, светлая, ибо одно не бывает без другого.

«Жили-были двое. Один был тёмен, как ночь. Другой же сиял ярче солнца. И оба они – две стороны одной монеты» (с)

И это волшебно, правда. «Макабр» стоит того, чтобы его прочитать. А может быть даже перечитать. Однажды холодным осенним вечером…