Больше рецензий

Booksniffer

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 июня 2018 г. 14:21

337

4

Убеждён, что многие поклонники детективного жанра с удовольствием возьмут в руку очередной томик, посвящённый жизни и деятельности дамы Агаты Кристи Мэллоуэн, да ещё и воспользуются случаем для того, чтобы перечитать упомянутые там произведения (или пересмотреть фильмы по ним). Ещё не так далеко в прошлое ушло время, когда информация о любимых детективных авторах была чрезвычайно скудна; в ВГБИЛ можно было найти книгу Роберта Барнарда, а дальше – читайте названия работ, которые вы вряд ли заполучите в руки, в библиографической справке, и сглатывайте слюну. Писать статьи о даже ведущих авторах детективов было делом довольно сложным, а о монографиях вроде этой не приходилось и мечтать. Сейчас любой желающий может найти с дюжину книг о Королеве преступлений.

Так что меня, «кристимана со стажем», порадовало появление серии книг А. Владимировича, и не разочаровал его подход к теме. Автор поступил очень верно, остановившись на небольшом формате работ с чётко обозначенной темой (вместо того, чтобы начать с рождения и идти хронологически или же писать сенсационные статьи о набившей оскомину печальной истории 1926 года).

Теперь конкретно о «Тайне в крови». Небольшая по объёму книга, главным образом сосредоточенная вокруг двух романов дамы Агаты и соответствующего периода её жизни, написана бойким, хорошо читающимся языком, в который гармонично вписаны цитаты из разных произведений писательницы и реалии того времени. При этом автор иногда перескакивает с одной темы на другую, так что после прочтения остаётся впечатление, что на сотне страниц охвачены многие и разнообразные вопросы.

Читателям-пуристам могут показаться смущающими повторения «тематических» слов типа «роман» или «стишок», привычка к комментариям вроде «ну она же была консервативная англичанка и размышления по поводу английской деревни. Но я лично нашёл повествование гладко текущим, увлекательным и ярким, субъективная окрашенность текста не входила в противоречие с моим видением образа знаменитой писательницы. Хотя не уверен, что нельзя усомниться в некоторых утверждениях – например, что разница между господами и слугами у Кристи была «невелика» или что дама Агата ассоциировала себя с Митци.

Хотелось бы поспорить и с другими авторскими суждениями (я, например, категорически не согласен, что у «Берега удачи» «не очень детективный сюжет»). Утверждение «Агата Кристи отказывается сообщать нам о мыслях кого-либо из персонажей» является всего лишь характеристикой её стиля, кстати, не ко всем романам применимой, поэтому вывод – «отчего многие реплики или поступки кажутся нам легковесными, а подчас наивными» – достаточно субъективен. Так же можно при желании, наверное, охарактеризовать и какой-нибудь роман Элизабет Гэскелл (или Барбары Пим, или любимой дамой Агатой Элизабет Боуин).

Подводя итоги: эта работа, равно как и следующие за ней, будет интересна всем, кого не смущает субъективный подход к материалу, зато любопытна атмосфера, в которой жила и работала наша любимая писательница, и кому просто приятно ещё раз окунуться в мир дамы Агаты Кристи – а то, что при этом можно поспорить с автором, только добавляет читательского азарта!