Больше рецензий

7 июня 2018 г. 16:51

819

5

«…Воинственный жар с неимоверною силою запылал в душе моей; мечты зароились в уме, и я деятельно зачала изыскивать способы произвесть в действие прежнее намерение свое - сделаться воином, быть сыном для отца своего и навсегда отделиться от пола, которого участь и вечная зависимость начали страшить меня…»

Надежда Андреевна Дурова известна тем, что оставив дом, в начале XIX века, отправилась служить в армию, разумеется, скрываясь за мужским костюмом. Считается, что прототипом знаменитой Шурочки Азаровой из «Гусарской баллады» была именно Надежда Дурова, однако, истории двух этих дам – вымышленной и действительно существовавшей – имеют множество нестыковок. Кратко о Надежде: родилась то ли в 1783 г., то ли в 1790 г. (последняя дата больше сообразна с «Записками»), в семье отставного офицера и дочери украинского помещика. Девочка с детства была привязана и любима отцом, а для матери была лишь раздражением и источником всех бед (мать хотела сына и даже после его рождения отношения со старшей дочерью никак не улучшились). Кроме того, Надежда обладала духом свободным, не желавшим мириться с женской долей быть запертой в доме муже и не иметь возможности совершать самостоятельные шаги. И все это на фоне солдатского воспитания в мужской компании. Таким образом, не достигнув и восемнадцати лет, Дурова покидает в ночи отчий дом, чтобы присоединиться к полку: «Свобода, драгоценный дар неба, сделалась наконец уделом моим навсегда! Я ею дышу, наслаждаюсь, ее чувствую в душе, в сердце! Ею проникнуто мое существование, ею оживлено оно! Вам, молодые мои сверстницы, вам одним понятно мое восхищение! Одни только вы можете знать цену моего счастия! Вы, которых всякий шаг на счету, которым нельзя пройти двух сажен без надзора и охранения! которые от колыбели и до могилы в вечной зависимости и под вечною защитою, Бог знает от кого и от чего!» Далее, на страницах «Записок» Надежда живописует существование в рядах военных, о подвигах, о войне, о любимом коне Алкиде, о верном песике, о соратниках, об императоре, военных маршах и проч.: «…батист, атлас, бархат, цветы, перья и алмазы обольстительно прекрасны, но мой уланский колет лучше!» Надо сказать, что натуре Дуровой весьма романтична, а потому описание довольно легко и…спорно.

Сложно поверить, что в течение более десяти лет (аж!) Дуровой удавалось спокойно пребывать среди солдат, которым даже в голову не пришло призадуматься над странным поведением соратника, избегающего, например, совместного купания. Да и то, что у всех уже выросла если не борода, то щетина, и только у офицера Александра Дурова все никак и ничего – должно было навести на размышления определенного рода. Хотя нет, надо признать, что переодетую юношей девушку опознавали более житейски умудренные дамы и – ахтунг! – сам император Александр I, который не то, что внял мольбам девицы не вынимать ее из солдатского мундира, но и даже покровительствовал словом и финансовым обеспечением. И вообще странно как-то, что в элитные уланские полки взяли юнца без документов, поверив на слово – «я дворянин, честно». Чудеса.

Иными словами, «Записки» читать стоит с определенной долей скепсиса, ибо много в них выдумок, приукрашений, романтически окрашенных зарисовок. Вот нет, к примеру, и слова о браке Надежды (а она сбегала-то не из отчего дома, а из мужнего) или о ее сыне, в этом супружестве рожденном. Но! Но они отражают дух времени, а это, пожалуй, крайне интересно и для меня явилось фактором определяющим. В любом случае, Надежда Дурова была человеком сильным, определенно храброй, но вот примирилась ли она с тем, что обладала «мужским» духом, запертом в женском теле – это еще вопрос. В итоге: читать любопытно, легко, и несмотря на несоответствие (мягко скажем, упущение) текста «Записок» с фактами, имевшими место в этой истории.