Больше рецензий

cat_in_black

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

7 июня 2018 г. 14:08

4K

5 Дефлорация оголенных чувств.

Долгое время была уверена, что нашу планету создали инопланетяне. Сейчас в моем сознании теория Адама и Евы все больше и больше отвоевывает место. А как тут не поверить, что, когда соединяются мужчина и женщина, происходит что-то типа минимально оформленного неконтролируемого эмоционального взрыва, бывает сметающего все вокруг. Изначально, концепция возникновения пары предусматривала собой то, что будет воспроизведение самих себя, и появление как следствие с течением времени огромного населения планеты Земля. Кто ж знал, что отношения мужчины и женщины начнет обрастать большущим количеством условностей, шаблонов и придуманных традиций, следствием которых окажется банальный инстинкт любви и размножения. Вот он, сложный вопрос взаимоотношения теперь уже общества с простым и одновременно сложным чувством человека, природой созданного для того, чтоб любить. И нужна ли вообще эта условность, под названием невинность, чтоб просто жить и быть счастливым?

Любой из нас дорожит теми книгами, которые заставляют задуматься, что-то переосмыслить и воспроизвести на ночь глядя монолог в диалоге с мнением писателя. Я ругалась с Памуком систематически, пару часов в день, искренне не понимая, зачем возводить в абсолют идею девственности как самопожертвования. А именно так автор и собирался нам преподнести идею любви, а возможно и просто огромного чувства вины за что? Весь роман – это разрыв традиций консервативного востока и стремление к свободе – в любви, в образе жизни, в сломе сознания.

Вот она канава сюжета, два героя, мужчина и женщина. Просто встретились, просто любили, а потом произошло все то, что можно назвать одной общей фразой – борьбой сознания с чувствами. Фюсюн – образ, героиня и одновременно символ. Это девочка, девушка, а затем и женщина, которая стремилась вырваться из замкнутого круга традиций. Спешила самоотверженно любить, страдать, жить и блистать тогда, когда еще было рано. Да в принципе и сейчас в мусульманских семьях традиции перевешивают течение времени и в малонаселенных поселениях боятся общественного осуждения и свято берегут традиции связанные с женской невинностью. Возможно, все это правильно, но смущает одно – а где же любовь, а не банальный акт для продолжения рода и воспроизведения человека человеком? Вот поэтому и создан был музей бытовых вещей, несущих для людей определенный эмоциональный посыл, а уж человеческая мысль закончит и в красках дорисует образ любимой кем-то женщины, независимой от предрассудков. Кемаль – создатель музея, любовник, страдалец и одержимый. Орхан Памук нам показывает путь обыкновенного мужчины от эгоистичного, жаждущего удовольствий молодого человека, до болезненно одержимого мужчины, счастливого в своем состоянии любви на «разрыв аорты». Впоследствии в мысленном споре с самим собой, я пришла к выводу, что Кемаль всегда был коллекционером, начал с красивой женщины в витрине и закончил окурками со смыслом.

Твоя любовь стала целью, которую необходимо достичь

Катализатором страданий и одержимости послужило бы что-нибудь другое, а флаг страданий развевался бы на башне других человеческих условностей.

Ну и третьим героем, естественно, было общество. Друзья, коллеги, родственники, да и просто прохожие, взглядами или словами формирующие сюжет любви двух героев, непроизвольно и ненавязчиво доводят до разрушения и трагического финала, может быть неосознанно, но планомерно вырисовывают финал истории, удобный для Общества и его системы.

Трудная книга. Иногда не совсем понятная для сегодняшнего момента, для существующего сейчас человеческого менталитета, когда что-то более меркантильное стало выходить на передний план. Невинность она не только в теле, она и в душе. Большинство стали терять ее почти с рождения, забывая, что баланс жизни никто не отменял. Жизнь компенсирует сама себя, воспроизводит утраченные чувства, повторяя материал снова и снова для лучшей усвояемости. Даже в туристических автобусах гиды рассказывают о разделении Турции на светскую и традиционную, конфликт Европы и Азнии, миксируя на улицах женщин и в хиджабах и в коротких мини-юбках, а что там происходит за высокими заборами не знает никто.

"В поисках меланхоличной души родного города нашёл новые символы для столкновения и переплетения культур" – точнейшая характеристика автора. Большинство пишут о многом, поднимают огромное количество тем, но тот источник души собственного окружения мало кто находит. Памуку либо повезло, либо он интуитивно в простых вещах нащупал то, что близко и одновременно далеко каждому человеку. Мне действительно всегда казалось, что истина в простоте, легких формах, но вызывающих глубокий резонанс. Вопрос невинности или грань распущенности видимо отошел на задний план, но актуален и сейчас. Вопрос не в технических вопросах когда и где, а в болезненном с кем.

Пусть все знают: я прожил очень счастливую жизнь

Это закономерный, даже можно сказать правильный финал истории. Как бы не складывалась жизнь под прессом различных факторов, закономерный итог необходимо должен быть счастливый для любого человека. Вот он жизненный баланс и внутреннее спокойствие героев. По факту они были счастливы, автономны от формы любви – именно это, как мне кажется, и хотел сказать Орхан Памук. А книга хорошая, независимо от трагической формы и болезненной проблематики. Mast read для внутреннего диалога однозначно.

Книга прочитана в рамках игры Долгая Прогулка июнь 2018.

Комментарии


Книга ваще сильно разочаровала(


Почему так?