Больше рецензий

Count_in_Law

Эксперт

А мы тут плюшками балуемся...

5 июня 2018 г. 04:59

7K

5 5 причин, по которым стоило перечитать эту книгу (и ещё 4, по которым этого делать не стоило)

Позади остался отличный учебный год! Я надеюсь, ваши головы немного потяжелели по сравнению с тем, какими они были в начале года. Впрочем, впереди у вас все лето для того, чтобы привести свои головы в порядок и полностью опустошить их до начала следующего семестра.

Предыстория (которую с чистой совестью можно пролистать)
Каждый год в конце мая я начинаю умирать от усталости, таковы уж особенности моих социально-рабочих циклов. Весна в университете, где я работаю, традиционно становится временем нововведений, большого количества отчетов и дополнительной работы, которые к началу зачетной сессии доводят меня буквально до изнеможения. В этом году к тому же нарисовались глобальный ремонт в новой квартире, попытка заработать денег на него на 4 работах одновременно (реализовывалась на протяжении 5 месяцев) и болезнь одного из близких родственников.
1 июня стал днём освобождения от рабства и ненужных занятий. Днём возвращения к прежней, куда более спокойной жизни. Днём защиты внутреннего ребёнка, если хотите.
И если обычно в конце мая на период сессии я в последние годы впадала в запойное чтение комиксов, то сейчас решила поступить иначе. В самом деле, чем можно порадовать внутреннего ребёнка как не "Гарри Поттером"? Тем более, что первые 4 части я читала давным-давно, в начале 2000-х годов, и мне вдруг стало жутко интересно освежить впечатления и сравнить их с новыми идеями Роулинг, многочисленными теориями фанатов и трактовкой экранизаций.
А чтобы не повторяться с описанием сюжета и мотивов персонажей, я решила просто собрать главные положительные и не очень впечатления, возникшие при перечитывании.

Открытие - современная классика, которая отлично помогает отвлечься
Приятно убедиться в том, что волшебный мир Хогвартса и прочих Косых переулков на этой стадии вовсе не заслуга Голливуда, а выдумка самой Роулинг. Автор действительно создала целую вселенную - продуманную, разветвленную и весьма интересную.

Разочарование - после кино слишком предсказуемо, а для чтения слишком по-детски
В первой книге так мало ключевых событий, а фильм экранизировал их настолько точно, что, помня экранизацию, тут совершенно нечему удивиться.
Эта книга явно наиболее детская из всех, поэтому читать, по большому счету, не очень интересно.

Открытие - персонажи
А вот в чём тут есть кое-какие отличия, так это в героях. Например, я была сильно удивлена, вспомнив, что профессор МакГонагалл описывается как женщина с черными, а не седыми волосами и в целом ведёт себя так, что её возраст явно меньше экранного (например, хихикает на рождественском банкете после того, как подвыпивший Хагрид целует её в щечку).
Сильно не хватает в фильме и проказника-полтергейста Пивза, роль которого в сюжете хотя и не существенна, но неизменно ярка.
Гораздо чуднее (ударение ставьте на свой вкус) тут выглядит Дамблдор. При всей своей мудрой прозорливости, он порой совершает невероятно странные поступки - например, трескает сахарные лимонные дольки, рассказывая МакГонагалл о смерти Поттеров. Делать выводы пока рано, посмотрю на дальнейшие впечатления.

Разочарование - одежда волшебников
Описания мантий превращают происходящее в балаган. Бирюзовый, аквамариновый и прочие яркие цвета после сдержанности экранизации несколько шокируют.

Открытие - загадка Дамблдора
Самое непонятное место книги для меня - это приветственные слова директора Хогвартса в начале семестра. В переводе "Росмэна": "Олух! Пузырь! Остаток! Уловка!" Оказывается, фанаты уже насочиняли на этот счет кучу теорий. Кто-то думает, что профессор дал характеристику 4-м школьным факультетам, но мне почему-то кажется, что это может быть предсказанием событий грядущего учебного года. Условно говоря, остаток Волан-де-Морта нашел себе олуха Квирелла и обманным путем проник в Хогвартс (уловка), будучи спрятанным ото всех в "пузыре"(тюрбан). Можете критиковать, но для меня такое объяснение отлично вписывается в текущее понимание Дамблдора (вечно всё про всех знает и просчитывает многоходовочки наперёд).

Разочарование - Дурсли
Вот что хотите делайте, но мне кажется, что с нагнетанием кошмарности Дурслей Роулинг перестаралась. Они реально выглядят неадекватными фашистами, которые слишком уж тиранят бедного сиротку Поттера. Каморка под лестницей с пауками? Морят голодом за провинность? Донашивает одежду за Дадли? Золушка, ей-богу, аж слеза прошибает.

Открытие - намёк на особые способности Снегга
Только сейчас заметила, что Поттер с первой же книги подозревает Северуса в возможности читать чужие мысли. Интересно, что Снегг в дальнейшем окажется мастером легилименции (умения считывать образы в чужом сознании) и окклюменции (способности закрываться от аналогичных посторонних воздействий). Неужели Роулинг уже тогда настолько всё предвидела про дальнейший сюжет? Или так получилось случайно?

Разочарование - наследство Гарри
Родители Поттера погибли в 21 год. Хогвартс заканчивают в 18 лет (11 + 7 лет обучения). Как за 3 года трудовой деятельности они успели заработать такую кучу денег, что обеспечили ребенка на всю оставшуюся жизнь? Бедный Уизли даже на должности в Министерстве не может этого сделать. Малфои и прочие аристократы в этом мире явно сидят на наследных деньгах. Все остальные живут вполне по средствам. И только Поттеры вдруг в юном возрасте успевают скопить целое состояние.

Открытие - еще один намёк от Снегга
На первом же занятии по зельеварению профессор начинает докапываться до Гарри, пытаясь прилюдно его унизить: "Поттер! Что получится, если я смешаю измельченный корень асфоделя с настойкой полыни?" Оказывается, фанаты разглядели в этом скрытый смысл. Согласно языку цветов, использовавшемуся в викторианской Англии, асфодель означал "я буду сожалеть о вас до самой своей смерти", а полынь символизировала глубокую скорбь в связи с расставанием. Асфодель - это вид лилии. А значит, Снегг фактически признался в любви к матери Гарри: "Я до самой смерти буду глубоко сожалеть о Лили".

Впереди еще 6 книг, и у меня точно будет время проверить все свои теории.

Меня всегда забавляло то, какими странными путями порой следуют человеческие мысли.

Приятного вам шелеста страниц!

Комментарии


В книгах про ГП чем дальше, тем больше нестыковок и порой даже противоречий)) Полагаю их надо читать с более расслабленной головой :) Хотя улавливать эти мелкие недоразумения - хорошая тренировка для памяти. Хорошего чтения!


Спасибо :)
Рассчитываю как раз на этих книгах расслабиться.
Вторую дочитала, приступила к третьей. Роста числа несостыковок пока не наблюдаю.


Поттеры - типа древний род. Оттуда и деньги, надо полагать. ;)

про Дурслей - я после чтения некоторых форумов готова Дурслей не такими уж и плохими считать..


Такие форумы я не читаю :)
А про древний род Поттеров... ну, до этого я ещё не дошла в перечитывании, так что на данном этапе показалось странно (тем более, что там педалируется, что "родители оставили", а не "у отца было наследство, и он тебе его передал").


не вижу противоречия, если честно.
когда ты получил наследство - все, это твои деньги, по сути. а уж для ребенка, который никогда родителей не знал - тем более. по крайней мере, у меня примерно такая логика)


Да я и не спорю :)
Дочитаю до древнего рода родителей, подумаю над этим еще раз.


По поводу наследства Поттеров: мне всегда по умолчанию казалось, что это имущество семьи Джеймса Поттера, они явно не были бедными, и, судя по всему, все погибли во времена борьбы с Волдемортом.


Дочитаю до истории семьи Поттера, обдумаю эту версию :)


Только сейчас заметила, что Поттер с первой же книги подозревает Северуса в возможности читать чужие мысли.

Мне особенно нравится, когда в следующих книгах Гарри всегда смотрит Снейпу в глаза (что, по книге, облегчает легилименцию) и вызывающе думает о совершенном из серии "все равно ты ничего не докажешь"))


Это да, забавно :)


Спасибо за такую рецензию! Обожаю мир "Гарри Поттера", но читала книги уже очень давно и перечитывать их, скорее всего, уже никогда не буду. Зато, наверно наизусть, знаю все фильмы "Поттерианы".

Вот профессора МакГонагалл, я по своим книжным воспоминаниям, тоже помнила менее чопорной, и более молодой; хотя образ Минервы от Мэгги Смит, меня уже давно покорил, и даже книжный оригинал, не сможет убедить, что она должна быть другой) Кстати, из книг Терри Пратчетта, узнала, откуда Джоан Роулинг взяла фамилию МакГонагалл, - оказывается был на британских островах, один поэт Уильям Магонаголл, который благодаря своей полнейшей бездарности в поэзии, стал знаменит; а его образ, отобразился в творчестве многих других писателей, например, его пародировал Пратчетт, а Роулинг сохранила в своём мире, фамилию незадачливого поэта. Вот что о нём пишет "Википедия":

Уильям Макгонаголл - шотландский ткач, более известный как поэт-любитель и актёр. Знаменит в Англии и Шотландии как чрезвычайно плохой поэт. Автор около 200 поэтических произведений, самое известное из которых, «Крушение моста через реку Тей», считается одним из худших стихотворений в истории британской литературы. Его стихи до сих пор популярны у англоязычной публики, в новейшее время они неоднократно переиздавались.


А вот собственно, то самое, знаменитое, худшее стихотворение за всю историю британской литературы (правда, я где-то читала, что оно худшее за всё историю мировой литературы). Стихотворение длинное, поэтому оно скрыто как "спойлер".

спойлер

О, прекрасный железнодорожный мост через Тэй! (Это такая река.)
Увы! Мне нужно поведать об этом, хоть печаль моя велика!
Девяносто жизней проглочено пучиной, что так глубока
В последний субботний день года 1879-го,
Что крепко врежется в память, вне сомнения всякого.

Было примерно семь вечера - уж близилась ночь.
А ветер! - проклятый Борей! - он дул во всю мочь!
А дождь! - лил как из ведра или, быть может, корыта!
А тучи! - хмурились очень недобро, и, я бы даже сказал, сердито.
А демон молекул воздуха, могло показаться, кричал: "Бу-га-га!
Сейчас я как сдую ваш мост через Тэй!" (Напомню, это такая река.)

Когда Эдинбургский поезд под парами покинул вокзал,
На душе у всех пассажиров было легко, и внутренний голос никому ничего не сказал.
Но Борей уже набирал побольше воздуха в свою брюхо,
Чтобы потом подуть, и чтобы всякая душа пала духом.
Чтобы у всех пассажиров внутри зародилась тоска.
Чтобы каждый из них взмолился: "Господи! Переведи меня через Тэй!" (Вы помните? - это такая река.)

И вот, как только наш поезд подъехал к речному заливу,
Взревел со всей силы Борей, как осёл, выпивший бочку пива,
И фермы моста затряслись, как листочки плакучей ивы
В последний субботний день года 1879-го,
Что крепко врежется в память, вне сомнения всякого.

А тем временем поезд спешил, стремительно, со всей мочи.
И прекрасный город ДандИ уже представал пред очи.
И на душе у всех было легко, хотя кое-что уже можно было заподозрить, между прочим.
Но каждый уже, мысленно, праздновал Новый Год.
В кругу друзей и домашних, съедая с икрой бутерброд,
И, конечно, желая друг другу, чтоб счастливым был Новый Год!

И вот наш поезд заполз на мост через Тэй. (До чего ж та река широка!)
Вот он ровно посередине - вдруг сгустились над ним облака!
И рассыпались фермы моста, словно были они, как песчаный замок, сделаны из песка!
И поезд со всеми людьми рухнул в бездну, что так глубока!
И демон ужасной бури зловеще взревел: "Бу-га-га!"
Потому что обильную жатву пожала смерти рука,
В последний субботний день года 1879-го,
Что крепко врежется в память, вне сомнения всякого.

Лишь только река поглотила весь поезд и середину моста,
Как эти ужасные вести устремились из уст в уста.
И плач стоял превеликий, и город три ночи не спал:
"О, небеса милосердные! Наш прекрасный железнодорожный мост в реку упал!
А ещё пассажирский поезд, отправлением из Эдинбурга...
Это самый печальный сюжет Всевышнего драматурга!"
Жители окрестных селений рыдали и стали бледные,
Потому что все-все пассажиры утонули в ледяной воде, бедные!
Уж не рассказать им, что было в последний субботний день года 1879-го,
Что крепко врежется в память, вне сомнения всякого.

Это было, уверен, абсолютно ужасно -
Видеть в лунном свете, чуть таинственном и неясном,
Как демон бури бесился и смеялся, держась за бока,
И как под ним трепетали прекрасный железнодорожный мост и река.

О, злополучный мост через Тэй! (Все мы уже знаем, что это река.)
Подходит к концу моя песнь, и я должен сказать вам "пока".
Но прежде, услышьте мой голос - правдивый, как вкус чеснока.
Я скажу вам, что мост бы не рухнул, а наоборот - простоял бы века
(Мне сказали об этом компетентные люди, и в глазах их была тоска),
Он не рухнул бы, если б к его быкам были пристроены контрфорсы и волнорезы.
Уж простите меня за эти технические подробности и ликбезы.
Ведь чем лучше и крепче построен твой дом,
Тем менее вероятно, что тебя убьют в нём.

свернуть

Ну и конечно, порадовал ребус от Снегга. Как же забыть эту фразу Снегга из последнего фильма, где Гарри видит воспоминания нелюбимого и уже умершего профессора; и вот этот профессор, в флэшбеке-воспоминании, выпускает Патронуса и говорит всего одно слово: "Всегда".


Оценивать качество стихотворения в переводе всегда казалось мне неверным, ведь мы оцениваем только способности переводчика :)
И я не поняла, зачем Роулинг было увековечивать бездарного поэта в образе нормального профессора (не Локонс же какой-нибудь!). Есть достоверная инфа, что она именно в честь него назвала, правда? Удивительно!


Не знаю, насколько верно или не верно, оценивать качество произведения в переводе, - но точно знаю, что большинство читателей, и прозу, и поэзию, читают именно благодаря переводчикам, а не своим познаниям иностранных языков. Достоверной информации, скорее всего, нет, это скорее предположения любителей творчества Роулинг.


Прозу переводят обычно близко к тексту, а стихи - путем подбора рифмы, очень часто меняя смысл, а иногда еще и размер стиха.
Поэтому я и сказала это именно про стихи, а не прозу.
В любом случае спасибо за дополнение. Это очень интересно :)


Последний пункт про Снегга классный!


По поводу наследства Поттеров. Оно по идее не такое уж и большое. В последующих книгах Гарри рассуждает, что, если он не прекратит тратить деньги на всякие "плюшки", типа конфет, самовзрывающихся бомб и т.п., то ему и на учебники до конца обучения в школе может не хватить. Получается, что деньги были рассчитаны примерно на 7 лет, при условии, что тратить их только на необходимое, ну и небольшой запас. А Гарри, как мы помним, кроме школьных "нужностей" и сладостей в поезде и Хогсмиде ничего больше как такового и не покупал. Мётлы достались в подарок, на каникулах жил у маглов, те его кормили-одевали на другие деньги, он не путешествовал. Я думаю, что богатым он казался, скорее, на фоне тех же Уизли. А вот если поставить его рядом с Малфоями, то он достаточно бедно будет выглядеть :)


Ключевые слова в этих размышлениях - "В последующих книгах" :)
Я писала рецензию, когда прочитала только первую и подробностей про остальные не помнила. Потом там действительно снизили масштаб богатства до приемлемого, согласна!