Больше рецензий

4 июня 2018 г. 18:55

727

5 Гоголь XXI века

Такой заголовок я написала неслучайно! С первых слов я услышала Николая Васильевича. Уж мне-то и не узнать?! Манера, стилистика – точно гоголевские «Вечера».

Сюжет прекрасный, закрученный, поэтому держит внимание до последней страницы. Думаю, все помнят «Вия» Гоголя. Ведь там магистральным следует видеть борьбу язычества и христианства. «Пляски бесов» построены на том же противоборстве. Для Гоголя было важно отразить народные верования, страхи людские перед таинственным потусторонним миром. Ахмедова рассматривает все тот же пласт, следовательно, люди не поменялись! И я больше скажу: никогда эта борьба не уйдет из нашей крови. У Гоголя эта борьба закончилась победой истинного знания, праведного выбора (то есть христианство побеждает), у Ахмедовой нет окончательной точки, пока перевешивает чертовщина, но история еще не закончилась (все мы знаем, что творится на Украине)… Как вы поняли, вот в таком фантастическом, народно-мифологическом ключе автор пытается отыскать корень зла, делающегося в наше время. Ведь повествование начинается в 1991 году, с развала СССР, дарения Украине независимости, на которую через 23 года снова посягнули, поэтому люди пошли на Майдан. Это фактическая сторона истории. Языческая же в том, что всегда в деревне есть «козел отпущения» - виновная во всех бедах бабка, которую считают ворожеей черной, такой в романе стала Леська (а имя-то какое!! Чувствуете аллюзии?). Помимо не таких уж далеких от нас временнЫх событий автор часто заглядывает в прадедовскую молодость, когда красные брали под свою власть Незалежную, как верховодил Бандера. Если сделать вывод, то можно сказать: брат пошел на брата, потому что 8 бесов покинули когда-то тело бренное, сильное, сдерживаемое их, поэтому появился Бандера, потом их приняла молодая девушка Леся, кинув проклятия на бывшего своего жениха-бандеровца, а следующая девушка Стася не захотела принимать их, прокляв себя (чтоб вообще ничего не видеть), поэтому вырвались они из Леськи и помчались по Украине прямо на Майдан, где столько крови пролилось!

Интересная интерпретация, такая фантастическая, по-житейски наивная (ну, а что еще могут думать люди карпатские о серьезных историко-политических делах, сидя в своих горах), но интригующая.

Читается легко, если есть пара свободных вечерков, то вы ее съедите со сладко-мистическим послевкусием. Поэтому я советую почитать лауреата «Русского Букера» на досуге!

Гоголь XXI века