Больше рецензий
4 июня 2018 г. 10:10
969
5
РецензияЭто произведение напомнило мне романы Мэри Рено о Тесее и Александре Великом. Да, и конечно, саму серию «Владыки Рима» от Колин Маккалоу. Мне этот стиль очень нравится.
Что делает автор?
Читает, исследует, читает. Собирает множество материала о том времени, путешествует. Анализирует добытый материал, переваривает. Полностью погружается в атмосферу заданного времени. Эта подготовка может длиться годами.
А затем автор садится и пишет роман. В данном случае о временах войны между ахейцами и троянцами, точнее, XIII - XII век до нашей эры. Это более чем три тысячи лет назад!
Конечно, не следует ждать от автора гомеровского стиха, или точности Геродота или стиля эллинов или средневековых переводчиков.
Автор рассказывает нам древнюю историю современным языком, доступным для нашего понимания. При этом максимально сохранив детали быта и нравов того времени.
А что для меня важно, и Маккалоу, и Рене, стараются для себя изложить на бумаге историю, в которой они жили несколько лет. Изложить свое понимание этой истории, и по-своему объяснить неясные места. В троянской войне таких «туманных» пятен очень много. И потому трактовки их автором могут показаться кому-то очень вольными. Но, они логичны, причем построены на предпосылках того времени.
Начать с повода к войне. Конечно же, как всегда, как и три тысячи лет назад, как и сейчас, повод к войне — нажива, борьба за ресурсы. Во времена микенцев это - проход через пролив в Черное море и сырьевые ресурсы Малой Азии. Конечно, задача грандиозная, для ахейцев превратить Эгейское море в свое внутренне, полностью починить своему контролю да еще и иметь возможность торговать по берегам Черного моря. Ради этого стоило развязать войну на десять лет.
Для меня, пацифиста, в этом случае ахейцы никак не могут быть привлекательными. Но, мне нравится повод к войне. Каким же жалкими выглядят современные политики, придумывающие совсем уж жалкие поводы, чтобы скрыть свою корысть. А вот для ахейцев поводом стала Женщина. И это прекрасно.
Парис, троянский принц, похитил Прекрасную Елену у спартанского царя Менелая. В ответ все ахейские цари объединились и пошли войной на Трою.
Эх, я бы тут даже пошла бы против исторической правды и сохранила бы Елену такой, какой она представлена в эллинских мифах и стихах Гомера. Чтобы возвеличить не только женщину, но и самих мужчин — ахейцев.
Но, Колин Маккалоу против истины не пошла. Она безжалостна к Елене. Ну и правда, кто ж ее мог похитить силой? Да никто. Она сама бросила мужа ради молодого любовника, прихватила драгоценности и бежала. Хуже того, она бросила своих детей, что уж совсем не нравится Маккалоу.
Для автора Елена — это тело. Прекрасное, чувственное, магнитическое. Но это просто Тело.
Я не думаю, что автор испытывает неприязнь к этому персонажу, просто Маккалоу очень рассудительна и ну никак не может придумать логическое оправдание Елене. В итоге Елена Прекрасная превращается в обыкновенную шлюху.
Автору не нравятся женщины, живущие за счет мужчин. Ей гораздо более по вкусу легендарные амазонки, которые появятся на страницах романах только лишь для геройской смерти. Как потом Александр Великий искал это легендарное племя! Но таких женщин скоро не стало.
И все же, если говорить о исторической правде, то Елена и ее муж единственные из всех многочисленных ахейцев, которых ждет счастливое возвращение на свой трон и основание Спарты.
Войну ахейцы выиграли, но слишком высокой ценой. Все персонажи похода понесут персональную ответственность за эту войну. Со всех боги возьмут плату. И в этом есть какая-то гармония справедливости.