Больше рецензий

3 июня 2018 г. 14:03

1K

5 Первый блин

С этой книги началось мое более близкое знакомство с творчеством Агаты Кристи, возможно, именно поэтому я полагаю, что это лучшая книга о творчестве Агаты Кристи. Но читать ее невозможно. Парадокс!
Я приобрел эту книгу в маленькой книжной лавке на окраине Москвы, в тот момент, когда мне казалось, я прочел все романы Королевы детектива, а хотелось чего-то еще. Наткнулся случайно и как большинство читателей этого сокровища принялся читать словно обычную книгу. И также как и большинство осилил первые 50 страниц, после чего сел на мель.
Начало книги вполне читабельное. Автор рассказывает о том, как попал в тайные хранилища с рукописями писательницы, рассказывает о том месте, которое занимала Кристи в среде детективщиков и даже начинает рассказывать о творчестве.
После этого читабельный кусок заканчивается и начинается мешанина из сравнений и исторических экскурсов. Карран насколько стремительно жонглирует историями и упоминаниями разных романов, которые на первый взгляд кажутся совершенно не связанными друг с другом, что начинает кружиться голова. Потом пухнуть и вконец, совершенно теряешь нить рассуждения. Ощущение, что исследователь желает ввинтить в твою голову сразу пятьдесят шурупов.
Сегодня я понимаю, что читать последовательно эту книгу не возможно, ну или в очень медленном темпе. Пару страниц в день! Ведь на этих страницах заложен такой колоссальный объем информации, что на осмысление его уходит весь остаток дня.
Подобный стиль книги, очевидно, созвучен тем дневникам, в которые Каррану удалось заглянуть. Кристи могла сделать запись в своей тетради, а спустя десять лет на основе этой пометки написать роман, сменив не только главного героя, но и место действия. Представляете, какой гигантский объем работы необходимо было проделать автору, что хоть в какой-то мере систематизировать рукописи и обрывочные заметки. Полагаю, поэтому книга Джон Каррана не биография и не публицистическая работа, а попытка разложить рукописи в отдельные папки "Убийство со считалками", "Убийство в транспорте", "Убийство в ретроспективе" и другие.
Понимаю, что я вас еще не убедил. Согласен! Попробую привести пример.
Только из этих дневников мы знаем, что впервые идея написать роман "Фокус с зеркалами" пришла в голову Кристи в 1938 году. Прошло десять лет и она попыталась приступить к написанию романа. Сделала один набросок сюжета, не понравился. Сделала второй набросок, не то! Лишь третий вариант, очевидно, превратился в роман. Зато первый набросок сюжета стал основой для романа "Объявлено убийство", а второй для романа "Зернышки в кармане".
Но Джон Карран приводит факты и не дает ответов на главный вопрос, почему для Агаты Кристи был так важен роман "Фокус с зеркалами"? Почему она раздумывала над его созданием почти 10 лет, а работала еще 5 лет? Уверен, что не все любители ее творчества помнят сюжет, этого казалось бы малоизвестного романа. И таких загадок в книге немало, а точнее большая его часть, оставшиеся 300 страниц.
Усугубляет положение отсутствие каких-либо индексов или справочного аппарата. Русские издатели, также как и английские, не озаботились созданием справочного аппарата. Читателям предлагают невероятное сокровище об одной из самых известных писательниц мира, под соусом очередная публицистика, тогда как это лишь первая попытка проникнуть в тайны этой загадочной писательницы.