Больше рецензий

31 мая 2018 г. 17:27

1K

4 Все мы чьи-то дети.

Честно говоря, читать книгу на религиозную тематику не хотелось совсем. В своё время хватило. Однако, к середине части про Адхама я втянулась.
Я не читала Тору и Коран, но достаточно неплохо ориентируюсь в Библии, особенно, в Ветхом Завете. Но даже в этом случае, у меня получалось проводить параллели между персонажами и событиями этой книги и общедоступными религиозными преданиями.
Правда, сначала в голове была немного каша, потому что на какую-то одну ситуацию возникало сразу несколько ассоциаций, и нужно было выбрать более верную и подходящую.
"За реализм и богатство оттенков арабского рассказа, который имеет значение для всего человечества" - вот такое было обоснование Нобелевской премии Махфуза Нагиба (На момент своей смерти он был единственным писателем, пишущим на арабском языке, получившим Нобелевскую премию © Вики). И я с этим согласна. Трудно сказать про "богатство оттенков", но, может быть, я дойду и до других книг Махфуза.
Мне кажется, что это книга прекрасно воспринимается даже при полном отсутствии багажа знаний о разных религиях. Как роман-эпопея про потомков одного человека, которые живут, размножаются, грызутся за власть и кусок хлеба, плачут о том почему же их любимый пра-пра-...-дед оставил их страдать, при этом ничего особо не делаютчтобы поменять ситуацию (возможно, я не права и это мысль отдает диванной философией). И плачутся они так до тех пор, пока не находится очередной революционер, у которого хватет ума/наглости/везения/силы/etc, чтобы, хоть и не надолго, но поменять сложившуюся ситуацию.
У первого такого революционера, Габаля, по-моему мнению получилось удачней всего, хоть и пришлось быть жесткоим, чтобы держать народ в узде. Рифаа на фоне остальных какой-то бесполезный (в плане для квартала ничего не добился, только обзавелся небольшим количеством сторонников) и похож на хиппаря... Иисус и правда очень много говорил про любовь и всепрощение, но в этом романе эти черты как-то гипертрофированы и получается немного другая ситуация. Либо я предвзята. Такое тоже может быть. И заверщает, эту тройку Касем, который более решителен, чем Рифаа, но менее дипломатичен, чем Габаль. У него тоже не выходит создать гармонию способную просуществовать если не вечно, то очень долго ( я понимаю, что это в принципе не возможно в человеческом обществе, но мы же здесь про божественные сущности говорим, можно и помечтать). И не столько потому, что ему не хватает каких-то качеств, сколько из-за природной жадности и жажды власти других людей.
И последний повествователь книги Арафа, не является представлением божества, но так же по своему пытается уравнять людей (хотя бы себя с управляющим и надсмотрщиками).
На нём и без того плохо работающий мотор моей машины под названием "Анализ текста" всхрапнул и заглох. Книгу я дочитывала уже не воспринимая глубокого подтекста, но улавливая суть притчи.

В общем, бич улицы аль-Габаляуи (и всего человечества) это короткая память. Люди забывают ужасы, которые с ними происходят, стоит только немного отойти от несчастий и бед. И начинают по новой лезть на рожон и чего-то требовать. Конечно же, не все. Но даже тех, что есть хватает, чтобы отравлять жизнь остальным и рушить и так шаткую гармонию.

Книга прочитана в рамках игры Долгая прогулка 2018, команда "Эпичный нагоняй" .