Больше рецензий

27 мая 2018 г. 21:07

2K

3 Как потерять себя.

Мне нравится, как играет в кино Константин Хабенский – один из лучших российских актёров современности. Именно из-за него в своё время я полюбил мир «Дозоров», а потом и все остальные вселенные Лукьяненко. Именно после «Географа», с ним в главной роли, я решил ознакомится с творчеством писателя Иванова. Для актёра важно не только хорошо отыгрывать роль на экране, но и правильно подбирать материал, с которым предстоит работать. В этом плане у Хабенского всё получается весьма успешно. Поэтому, увидев на днях в сети новый трейлер с его участием, я сразу заинтересовался. Это был ролик к картине «Селфи» по одноимённой книге Сергея Минаева. Правда в название книги автор добавил ещё и «Духless 21 век», но мы не будем его судить за желание погреться на успехе собственного же произведения почти пятнадцатилетней давности, хорошо что хоть создатели фильма не пошли по этому сомнительному пути привлечения внимания. Кто-то сказал, что каждый писатель всю свою жизнь пишет одну и ту же книгу. Сергей Минаев, как мне кажется, являет собой яркий пример справедливости этого высказывания. Я не читал все его произведения, но то, что успел изучить, повествует примерно об одном и том же герое, живущем в одно и то же время, в одном и том же обществе. Поэтому упоминание знакомого для многих неологизма в название можно при желании оправдать общей темой повествования, хотя герои в новом произведении никак не связаны с персонажами «Духlesss». Так как фильм выйдет только в следующем году, я решил прочитать пока первоисточник.
«Селфи» кажется во многом автобиографичным и откровенным романом, тут даже само название намекает на то, с кого писатель лепил образ главного героя. Автор делится своей болью и неудовлетворенностью от жизни, которая со стороны видится весьма успешной и интересной. В начале произведения Минаев описывает изнанку популярности медийной личности в современной России середины десятых годов (роман опубликован в 2015 г.). Это всё тот же знакомый нам Минаев – описание наркотиков, клубов, московской богемы, жёсткий цинизм и бесконечный пьяный угар. По ходу повествования мы приходим к рассуждениям о судьбе современной России и безысходности существования большинства её населения. Но в то же время видно, что автор повзрослел, слог стал поприятнее, главный герой уже не молодой и рвущийся наверх романтик, а добившийся много и от этого всего подуставший засранец. Есть в книги интересные отрывки, такие как описание жизни поколения хипстеров - псевдотворческих людей, живущих в виртуальном мире своих фейсбуков («если труд сделал из обезьяны человека, то его отсутствие превратило человека в микроблогера»), или описание одичалых на Рижском вокзале (ну как не упомянуть хотя бы вскользь главный сериал современности).

Во второй части книга превращается в детективный триллер с появлением двойника, который выдаёт себя за главного героя. Это заставляет писателя задуматься над своей жизнью, отношением к окружающим и причинами, по которым никто не заметил подмены. Главная проблема книги кроется именно в нелогичности поведения героя. Когда он узнаёт, что вместо него везде начинает появляться двойник, он не бросается разоблачать аферу и пытаться вернуть себе свою жизнь, а в страхе прячется от окружающих и боится лишний раз выйти на улицу. Чем это продиктовано, я так и не понял. При этом отличить самозванца от писателя не может ни любовница, ни бывшая жена, что также весьма сомнительно. В итоге это портит всё впечатление от книги, так как ты не можешь сопереживать герою, который ведёт себя очень странно и непоследовательно. Ну и меня лично разочаровала концовка, в которой ни слова не сказано о Кате – персонаже, который с самого первого появления видит главного героя насквозь, трепетно к нему относится на протяжении всего повествования, пытается ему помочь, заставляет его измениться к лучшему. И вот в конце этот персонаж, который должен завершить любовную линию героя, стать той самой, которой ему не хватало в прежней жизни, просто пропадает, её линия обрывается незавершенной.

​​В итоге я бы завершил книгу примерно следующим образом: «Я достал из кармана телефон и набрал единственный номер, который помнил наизусть, номер, выплывший из памяти синими цифрами, наспех нацарапанными на сигаретной пачке. Катя ответила после первого же гудка, как будто давно ждала этого звонка, и моё лицо тронула первая искренняя за долгие дни улыбка». Но не мне учить Минаева книги писать:)). Судя по трейлеру, фильм слегка отойдёт от повествования книги, посмотрим какую концовку в итоге придумают сценаристы.