Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2018 г. 14:44

2K

1 Детский сад "Тормозок"

Для начала - огромное спасибо проекту ЛитРес: Библиотека (https://biblio.litres.ru/) за то, что эту книгу мне дали в бесплатное пользование для чтения. И пусть читать с телефона было не очень удобно, но: а) книга достаточно маленькая; б) я бы не простил себя, если б потратил на нее хоть рубль. Кстати, на ОЗОНе она идет по цене 700 рубликов (говорят, качество издания хорошее).
С автором блога shakko-kitsune Софьей Багдасаровой я, как и вся не очень прогрессивная, но широкая общественность, познакомился благодаря ее посту: "Почему Шилов – плохой художник, а Брюллов – хороший? Они ведь похожи!". Почитать можно здесь: https://shakko-kitsune.livejournal.com/1109534.html Статья шикарная, с огромным количеством примеров, четкая, все по полочкам. Не скажу что стал фанатом этого блога, но запомнил. И тут, значит, выходит книга - искусство и античные мифы, все как я люблю. И рецензии плохие! Кричат что бездуховно, глупый юмор. Ну, думаю, "Хорошие сапоги, надо брать" (с) Но вот достал бесплатно, начал читать и... и согласился с критиками.
Книга распадается на три части: 1) Описания картин. Вполне нормальные, добротные описания в русле популярного искусствоведения - здесь претензий нет. Было бы больше таких описаний - книга бы была вполне нормальным среднячком. Но тут в дело врывается пункт 2; 2) Юмор автора, которая пытается переложить содержания мифов на современные реалии. Об этом чуть попозже. 3) Сами картины - их в книге не так много, как может показаться, хотя изначально ожидаешь чуть ли не альбом, с короткими текстовыми комментариями. И если к 1-й части претензий нет вообще, к 3-й части, по сути, тоже (хотя можно было бы и больше картин), то 2-ая часть убивает вообще все.
Автор, как и любой искусствовед, женщина достаточно специфическая. И дело даже не в юморе ниже пояса, который вообще характерен для людей искусства (будь то певцы, балетные или художники), а в какой-то инфантильности юмора. Создается ощущение, что взрослая тетенька "под 50", дабы понравиться друзьям своей дочери, вышла в рваных колготках, с кепкой козырьком назад, с адским макияжем из серии "Так сейчас можно, баба Нюра из 3-го подъезда сказала", вполуприсядь, и через каждое слово вставляла "йоу" и "камон", "йопта" и "хайп". Итог таких экспериментов очевиден - дочка сгорает от стыда, не в силах перенести такой объем неловкости, друзья дочки тоже сгорают от неловкости, а мама дочки, как ей кажется, "нащупавшая общий язык с дочерью" просто светится от своей находки, еще больше эксплуатирует свой образ, и от этого всем участникам данной экзекуции становится еще стыднее. Вот примерно такие чувства я испытывал, когда читал книгу искусствоведа Софьи Багдасаровой.
Дело не в молодежном языке или адаптации мифов - я не против адаптации мифов, и вообще, любых вещей для аудитории иного типа. Более того, я горячий сторонник таких подходов - нужны разные пути к сердцам людей. Но любую работу надо делать с умом и качественно. А когда ты читаешь ЭТО, то понимаешь, что это не умно, не качественно и, самое главное, оно не сработает так, как задумано. Вот немного цитат, наглядно иллюстрирующих стиль автора:

Как-то его корабль сел на мель около острова Кос. Геракл и его спутники спаслись, но потеряли весь багаж. Они сидели на берегу, выжимали мокрые джинсы и выливали воду из кроссовок, мечтая о том, чтобы поесть, – все жутко проголодались. Поэтому ребята пристали к местному пастуху, который прогонял мимо них стадо:
– Дай барана!
Тот ответил:
– На шашлык гоню председателю колхоза, обойдешься!
Геракл с товарищами попробовали отобрать, пастух же быстро вызвонил местных братков, те прибежали с арматурой, началась дикая драка…

Как вам? Молодежь просто прилипнет к книге - читать про джинсы "Привет из 90-х", братков "Привет из 90-х" и председателя колхоза "Привет из 60-х". Так не шутит молодежь - так шутят люди за 50, пытаясь подстроиться под молодежь.

Это, между прочим, был тот самый царь Ликомед, к которому однажды приехал в гости пожилой Тезей. Ликомед сначала сказал ему: «Пойдем на балкон, покурим!», а потом «Посмотри, на твою машину что-то вылили!», и когда Тезей нагнулся через перила, чтобы посмотреть, его и толкнул. Выбросил старика с балкона, тот и разбился насмерть. Говорят, особого мотива даже не было – всего лишь из зависти. Так что сложный человек был этот Ликомед, загадочный, и Фетида могла на него иметь какой угодно компромат, нам неизвестный.

Не доезжая до дома, Терей спрятал свояченицу в специально оборудованном подвале в своем гаражном кооперативе. А жене объявил, что его сестра по дороге встретила веселых хиппи и сбежала к ним в коммуну жить.

Тут случился первый в мировой истории автодорожный конфликт. Улица была однополосная, не разъедешься: тут и встретился царь Лай со своим сыном Эдипом. Лай был на черном «Мерседесе», юноша – на маленьком электромобильчике. Лай – типичный госчиновник – грубо отказался пропустить машину, хотя преимущество по ПДД было не у него. Эдип тоже отказался пропустить черную «Чайку». Оба вышли из машины, начали лаяться, в особенности Лай, тыкать друг друга пальцами в грудь. На несчастье, охрана царя в джипе отстала, он был один, с водителем. Приказал колесничему ехать вперед, давить наглеца.

Именно в таком стиле написаны все комментарии по мифам. Вам смешно? Мне вот как-то неловко. Взрослым вообще неловко слушать шутки из детского сада. Ситуация бы искупало то, что детям нравится. Вот только боюсь, что и детям это не понравится - тем детям, которые хотели бы и могли это прочитать, просто не попадет в руки эта книга. Поклонникам искусства тоже не очень понравится - никаких особо свежих знаний автор не дает. Картины эти мы видели многократно, тексты тоже читали. Тексты все тот-же пересказ известных источников: Овидий, Гомер, Еврипид и пр. Из современных - Грейвс.
Давно я не брал в руки шашку, и не помню чтоб оценивал книгу так низко. Может это какой-то изящный план дискредитации российской блогсферы? Так ЖЖ уже умер - стоит ли его дискредитировать? Сама идея книг, издаваемых популярным блогерами будет жить - и читатели блога Софьи наверняка купят ее книгу. Но я же тоже читал блог Софьи, и видел что там есть очень интересные и умные статьи - почему же было издана эта галиматья? Одни загадки.
Мой совет - читайте хорошие статьи в блоге Софьи. И не тратьте деньги на книги, составленные из статей блогов (если вы не верный фанат) - мне бы потраченных денег было откровенно жалко.

Комментарии


Какой же вы вредный читатель)


Была бы медаль с какашкой - я бы потребовал чтоб мне ее повесили. :-)


Читатель не вредный, а адекватный! Спасибо!


Начинала читать, то быстро присытилась смехуёчками и отложила.
Но вот благодаря рецензии пошла читать жж автора. Получаю удовольствие.


Там жуткий диссонанс между тем, насколько классный ЖЖ, и насколько дерьмовая книга.
Сейчас вот вышла новая - надеюсь, она будет лучше. Все-таки автор, вроде, учла ошибки.


Возможно, у каждого свои чувство юмора и чувство меры (кому-то много иллюстраций, кому-то мало), то дело субъективное. Претензии к шрифту и полям - видимо, заслуженны. Но вот концепция автора мне показалась понятной и выдержанной блестяще.

Чуть менее, чем каждый художник изобразил сюжеты древних мифов отнюдь не в духе документалистики, но в духе своей художественной школы, своего времени, в меру своей испорченности и даже в угоду сиюминутному настроению. Эдакий тотальный и перманентный фейс-палм и фэйк ньюс. Одежда, интерьеры, архитектура, обстановка, оружие - всё на холстах современно художникам, но не доисторической Элладе. Позы театральны, насколько подобает современному театру. Сцены настолько откровенны либо целомудренны, насколько предписывают жанр и текущая эпоха, а отнюдь не "фактаж" и анатомия. Захотелось одному придать картине кровожадности - и вот герой откусывает куски от ребенка, а не проглатывает целиком. Захотелось другому показать множественность рецидивов - и вот все дети в сборе, одномоментно ожидают своей очереди на поедание. Вот где инфантильность и "то, что баба Нюра прописала", чтобы друзьям дочери понравилось и местный райком инквизиции не возбудился. Половина реприз КВНа и Камеди Клаба по той же схеме написаны.

Автор книги бьет врага его же оружием и рисует сюжеты тех же мифов, но в обстановке своего времени, т.е. советского и постсоветского, притом намеренно сгущает краски, языком гротеска и аллегорий троллит живописцев.


Конечно, загадка, "причем тут юмор для детского сада?", осталась неразгаданной, но, с другой стороны - я рад что книга кому-то понравилась.


Мне представляется совсем простая штука. Автор приравнивает уровень обсуждаемых картин в некоторых смыслах к детсадичному. Решил средневековый художник изобразить Тесея - изобразил в рыцарском обличии. В наше время только гипотетическому дошкольнику простительно будет, если он нарисует Тесея в военной форме, расстреливающим Минотавра из автомата.


"В наше время только гипотетическому дошкольнику простительно будет, если он нарисует Тесея в военной форме, расстреливающим Минотавра из автомата." - ой ли. Детей мучают сочинениями "Пушкин - наш современник". Так что с этим тезисом я бы поспорил.
Но это все не отменяет и не извиняет юмор для детского сада. Повторюсь, и в рецензии я писал, что меня не очень смущает текстовая часть, которая не касается юмора - там все ок. Но вот эти вставки - это ужасно.