Больше рецензий

20 мая 2018 г. 13:11

694

5 Нет дыма без огня

Я обратил внимание на эту книгу после того как ее выдвинули сразу на несколько премий. Как говорится, не бывает дыма без огня. Прочел несколько рецензий, но ничего из них не понял, а потому решил разобраться во всем самостоятельно.
Я стараюсь не покупать книги бездумно, особенно зарубежных издательств, по двум причинам. Все что хочется не прочитать, нельзя объять необъятное, а еще пенсии все равно не хватит на все что хочется, потому прежде чем "отрезать, я стараюсь семь раз отмерить".
Оказалось, что книга мало похожа на научную монографию, больше напоминает публицистические книги времен Советского Союза - обо всем понемногу и в увлекательной форме.
С первых же страниц оказалось, что книга посвящена совсем не Золотому веку детектива, как мы привыкли его воспринимать, периоду между двумя мировыми войнами, в который неожиданно для всех стал необычайно популярен жанр классического детектива. Кстати именно здесь я впервые встретил пояснение того, как появился термин "Золотой век детектива". А автор тем временем продолжал регулярно удивлять малоизвестными фактами, которые я до этого не встречал, даже в научной литературе. Очевидно, работа над источниками велась на протяжении многих лет и весьма кропотливо.
Забегая вперед, скажу, что Мартин Эдвардс - не только популярный романист, но как оказалось ныне действующий глава Детективного клуба, а потому его рассказы о "Золотом веке" больше напоминали рассказы об истории создания этой известной и при том весьма загадочной организации.
Книга построена как сборник биографий. В качестве основных Эвардс предлагает читателям три жизнеописания – Дороти Сэйерс, Агаты Кристи и Энтони Беркли. Впрочем биографии не хронологические, а тематические. Как появились первые романы о серийных убийцах, почему и как возник Детективный клуб, как происходила работа над сборниками, публиковавшимися под брендом Детективного клуба. Большинство этих сборников совсем недавно были переведены и опубликованы на русском, а потому, подробный рассказ об их создании был отличным историческим дополнением, помогающим понять, почему авторы брались за ту или иную идею и как развивались события после публикации.
Например, Эвардс подробно рассказывает, почему главным редактором большинства сборников была Дороти Сэйерс, даже когда она оставила написание детективов и получила степень доктора теологии. Почему она боялась включать в публикацию эпизоды, написанные Агатой Кристи. Или как разругались Сэйерс и Энтони Беркли, да так, что больше никогда не общались.
В книге приводится немало фактов, которые биографы не очень любят выставлять напоказ. Например, почему Агате Кристи до самой смерти снился "черный человек", один из драматургов, адаптировавший ее роман для постановки на сцене.
Почему Сэйерс скрывала своего внебрачного сына от родителей и друзей? Эвардс высказывает очень оригинальное предположение о том, почему Беркли внезапно забросил написание детективных романов и не написал ни одного после окончания Второй мировой войны, хотя сам обещал обратное, да и знакомые были уверенны, что вот-вот дождутся его нового романа.
Три биографии сплетены в единую историю, дополненную историями из жизни других членов Детективного клуба. Например, Эдвардс рассказывает о том, почему Энтони Гилберт высылала издателями для размещения на обложке не собственную фотографию, а фотографию своего дяди, известного актера. Какой скандальный репортаж закатил на BBC Рональд Нокс, да так, что угодил в черный список.
Подобный групповой портрет, лучше, чем отдельная биография каждого из героев убеждает нас в том, что отношения между членами Детективного клуба были не самыми идеальными, а хорошо знакомые нам писатели были людьми с трудным характером или судьбой.
Полагаю, если бы эта книга была очередным сборником историй о жизни знаменитых писателей, она вряд ли бы получила столько внимания критиков и рецензентов. Но есть в ней научная "изюминка". Автор как историк литературы отстаивает позицию, что большинство знаменитых детективов были вдохновлены реальными преступлениями. Он приводит массу доказательств, что загадочные преступления, волновали не только общественное мнение, но и авторов классических детективов. А последние пытались по мере сил воплотить свои решения или просто криминальные истории на бумаге.
Мой вывод - "The Golden Age of Murder" отличное чтиво, весьма компетентное и занимательное.

Ветка комментариев


Оу, прошу прощения, что лопухнулся v_v Вожу уголь в Ньюкасл...


Спасибо огромное в любом случае, замечательная книга и главное много раз перечитывал отдельные главы, поражаюсь эрудиции автора