Больше рецензий

Raija

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

20 мая 2018 г. 12:21

676

1 Трэшемания? Графомания? Мегаломания? Все вместе!

Один мой друг - французский писатель - работает сейчас над книгой, сюжет которой на первый взгляд кажется странным и абсурдным: в нем фигурируют религиозные заговоры (точнее, то, как три мировые религии заложили современную финансовую систему), террористы-исламисты (главные герои расследуют теракты в Батаклане в 2017 г.) и даже русские шпионки (всего одна, и та списанная с вашей покорной слуги, роковая и непредсказуемая Анастасия Б). Пожалуй, человек, обладающий здравым смыслом, мог бы предостеречь автора от публикации данного текста. Но вот я прочла "Киноманию" и искренне считаю, что по сравнению с ней у моего друга не все так плохо.

Итак, нащупав у книги Рошака несколько слабых мест, мне стоило бы набросать пару слов о ее главном недостатке. Но признаться, я буксую, потому что она вся - сплошное пособие на тему "как книги не пишутся". Автор рассуждает о кино: как о выдуманном, так и о реально существующем. Во втором случае все ок, Рошака можно признать условно подкованным в данной теме. А вот с выдуманными фильмами несуществующего режиссера Макса Касла совсем какая-то фигня получилась, граждане.

Судите сами: эти фильмы категории Б представляют якобы самые новаторские и необычные произведения в истории кино. В них много насилия, но не явного, а скрытого (мы к этому еще вернемся), которое наложено на любовные эпизоды таким образом, чтобы отвратительное и эротическое сплелись воедино. Цель режиссера - привить человечеству стойкое отвращение к сексу и размножению, так как он принадлежит к одной из религиозных сект, проповедующих схожие взгляды. Секта, к слову, всемогуща и не раз прикладывала руку к монтажу всем известных фильмов, на этот раз реальных.

С технической точки зрения метод Касла не выдерживает никакой критики, это вам подтвердит даже человек, далекий от кинопроизводства. То, что делает Касл, его главное новаторство подозрительно напоминает технологию 25-й кадр, которая - сюрприз! - является всего лишь величайшим мифом. Проблема как с ней, так и с различными методиками вроде набившего оскомину НЛП заключается в том, что их воздействие на аудиторию не доказано научными методами. Касл "прячет" кадры снятых вживую оргий (зачем, кстати? Ведь нам прекрасно известно, что все зависит от мастерства съемки, и постановочные кадры в большинстве случаев намного более эффектны, чем документальные) в монтажных склейках, а также на черном фоне, где ничего не видно, но глаз каким-то образом угадывает, что происходит (интересно, каким? Образы либо видно, видно нет. Третьего не дано).

Фильмы Касла вроде бы уничтожены, но нашем герою кинокритику удается найти их и просмотреть практически все, причем в довольно сносном состоянии. В описании этих лент один косяк на другом. Например, главный персонаж отсматривает материал, носящий чисто вспомогательную функцию: Касл не собирался его включать в фильм. На этих кадрах мы видим съемки индейского ритуала. И слышим... звук! Материал отснят в тридцатых годах, а значит, звук там мог появится только после озвучки. Но кто бы стал озвучивать материал, не предусмотренный сценарием? Автор, к тому же, все время делает упор на том, что на фильмы Касла студии вечно жалели денег. По всей логике, материал должен был бы быть без звука. Но автор уже давно положил с прибором на иллюзию правдоподобия.

Не лучше дело обстоит и с психологической мотивировкой поступков персонажей. Так, великая критикесса Клер (подруга главного героя), с большим трудом получив доступ к фильмам Касла, вдруг отказывается их смотреть. Якобы они вызывают у нее отвращение. Серьезно? Где-то есть критики, которые откажутся от уникальной возможности посмотреть ленты, которые практически невозможно достать?

К финалу автор явно устал от нагромождения неправдоподобия, и часть сюжетных линий оказалась просто слита (вот что случилось с Клер? А уродцы, "исполнявшие" главные роли в "Грустных детях канализации" Данкла? Режиссер обронил, что их специально выращивали. И где продолжение этого хода, объяснение? Автор его попросту похерил). Про реальность существования религиозной ереси, на которой тут все строится, я вообще молчу. Но самое обидное - это то, что достижения реально существовавших режиссеров Рошак ничтоже сумняшеся приписывает своему безумному производителю трэша Каслу. "Гражданин Кейн" Уэллса - его задумка. Эпизод в комнате с зеркалами в "Леди из Шанхая" того же Уэллса опять-таки подсказал режиссеру Касл. Приемы Франжю - снова Касл. И вот от такого становится по-настоящему обидно за реальные фильмы и их авторов. Но видимо, без мегаломании написание такого кирпича, как "Киномания", было бы невозможным.

Увы, но публикацию этого низкокачественного текста иными причинами, чем коммерциализация издательского процесса и широкий интерес к трэш-культуре, не объяснишь. Лично мне неинтересно ворошить помойки авторского сознания. Запах мерзкий, а занятие скучное. И никаких сокровищ, спрятанных в мусорной куче, не существует. Бывает, конечно, трэшовая стилистика, представляющая собою всего лишь оболочку. Но в случае "Киномании" материал слеплен из одного сорта дерьма и внутри, и снаружи. Приятного аппетита, друзья.

Долгая прогулка. Май. Уровень 5. Бонусное задание.
Команда "Кокарды и исподнее"