Больше рецензий

SleepyOwl

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

19 мая 2018 г. 23:42

4K

5 Исполать тебе, некромасса!

«Каждый из нас — беспонтовый пирожок», Егор Летов

В 2011 году этот роман получил премию «Серебряный Кадуцей», хотя я считаю, что он достоин большего – признания на родине, в России. И хвалю я его не потому что Владимир Данихнов мой земляк, что я с большим удовольствием отмечаю, а потому что он просто талантливый писатель.
Это жестокая и шокирующая даже бывалого читателя вещь. Да, я, как и многие читатели «Девочки и мертвецов» почувствовала в книге атмосферу В. Сорокина и Т. Толстой, в силу чего с прискорбием можно констатировать факт: если несколько писателей-современников чувствуют свои времена, жизнь и людей одинаково плохо, то, наверное, так и есть на самом деле. В фантастическом романе, якобы, раскрываются проблемы всего человечества, но позвольте возразить: это же ваша раша, граждане, давайте уж без стеснения и честно назовём всё своими именами! Автор прямо говорит, где именно происходит действие: там, где живут русские, отсюда и будем танцевать – от русской печки.
Произведение В. Данихнова можно отнести к социальной фантастике, но для меня это, скорей, антиутопия, открывающая нам страшный русский ренессанс. Автор не сказал ничего особенного, ничего лишнего, ничего, что заставило бы сомневаться, ни одного фальшивого слова, и именно в этом его сила: в правде. Его сила в вызове – не государству, не власти, а порядкам, людям, самому обществу, считающему себя вполне высокоразвитым. Написанный как бы играючи, иронично и увлекательно, добротным самобытным языком, роман является красноречивым примером литературного терроризма. О чём он? О нашем родном карго-культе, о Стокгольмском синдроме россиян, о шашлыке, водочке и мочёных яблочках. А теперь давайте разберёмся, что к чему в нашей песочнице.

Данихнов великолепен в своих эпитетах и аллегориях! Созданный им абсурдный мир не более абсурден, чем реальность. Действие романа происходит на планете, являющейся колонией переселенцев с Земли. Живут на ней люди по-христиански, в возрождение града Китежа верят, заветы соблюдают «когда такая возможность имеется». «Люди золото, просто жизнь сволочная», а в жизненной неустроенности всегда виноват злой и безбожный продукт – водка. Это мир, в котором доброта и сочувствие – редкое явление: олигархам пакостить, ближнего сожрать – это правильно, прямо, как в сказке «Морозко»: «Ограбим — не ограбим… Пожрём — не пожрём… Мы побьём — нас побьют…» Здесь в кризис каждый сам за себя, и в богоносных душах обитателей планеты живёт незыблемая уверенность, что только из-за недостатка культурности у них и жизнь такая убогая, и смерть часто случается, и смертоубийством никого не удивишь, но «главное – верить в бога, и всё будет пучком»! Под далёкое завывание хомячков они мечтают, что где-то есть великий Китеж-град, в котором все счастливы, они верят в то, что НЛО, шастающие над планетой, могут негативно воздействовать на них, оправдывая этим свои злодеяния. Этакий своеобразный карго-культ: это наверху хотят, чтобы люди были такими – нате вам, пожалуйста!

Данихнов описал прошлое и заглянул в будущее, раскрывая страшную тайну: нет никакой загадки русской души, а есть Стокгольмский синдром россиянина. Им ведь хоть плюй в глаза, а всё божья роса. Низкопоклонничество перед властью и силой, подобострастное и жестокое по отношению к тем, кто выбивается из стада. Трусливое благоговение перед Федеральной Службой Дисциплины заставляет молчать—живее будешь, и «меньше думай, больше ешь». Всё здесь завязано на желудке: землю жрать – это, оказывается, старинный русский обычай. Да и мертвечиной не брезгуют, устраивая такие народные гулянья, что не понятно «домового ли хоронят, ведьму ль замуж выдают?» Наедаясь вдосталь ближними, люди сами становятся мёртвыми…

Книга незаметно затягивает, невозможно оторваться и, кажется, что сюжет развивается сам, самостоятельно без каких-либо усилий автора, настолько всё логично. Невероятно точны и остроумны его беглые замечания, которые вдруг появляются среди множества символизмов и иносказаний, но выглядят такими настоящими, что ты понимаешь: читаешь ведь не сказку, а быль.
Персонажи описаны виртуозно! Один Ионыч чего стоит: классический маньяк, «человек в сущности неплохой, но садист», умело манипулирующий и живыми, и мёртвыми по принципу кнута и пряника. Для него нет авторитетов, ведь если каждому кланяться — голова отвалится. Он и не кланяется, а силой и хитростью берёт власть в свои руки, и финальный аккорд в книге с его участием вполне оправдан. Федя – жалкий приспособленец и пособник своего хозяина во всех его преступлениях. Рыбин – человек-воин, спокойно убивающий ради некой высшей идеи. Сергей Судорожный со своей лошадкой как единственная заявка на человечность, но и он ошибается в конце романа.
Мне кажется, что отдельного разговора заслуживают Катенька и ещё один, не менее интересный персонаж – Некромасса, которую лично я отношу к главным героям.
- Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе, красная?
- Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.
Вот так по-христиански смиренно и сказочно терпит Катюша издевательства над собой, все жизненные тяготы и невзгоды, попутно помогая своим мучителям истреблять ближних, которые терпилами быть не хотят. При этом у неё есть выбор, но она его почему-то не видит. Что это, загадка русской души? А где здесь вообще душа? Катенька просто хвора на всю головушку Стокгольмским синдромом: помогать негодяям творить зло, во всём находя им оправдания – это ли не потеря нравственных ориентиров и пресловутое окно Овертона в действии? Я вам не скажу за всю планету, но у Данихнова оно реально работает, а аналогии напрашиваются сами. Катенька говорит, что надо бы измениться людям. Но я не знаю, что должно произойти, чтобы люди стали другими, нет, не так – чтобы люди стали, наконец, людьми. И у Судорожного имеется свой вариант решения проблемы, и у Рыбина тоже, но все они ошибочны и только время покажет, что есть истина.
А кто такие у Данихнова люди? Те же мертвецы, питающиеся мертвечиной, которые, убивая, пополняют ряды навей. Возникает угроза того, что рано или поздно планету окутает сплошная некромасса, то есть разумная, но мёртвая масса, стихия распада, которую не остановить в условиях сильного холода. Некромасса – это и всепоглощающий страх, парализующий и убивающий людей, а затем впитывающий в себя мёртвое. Оно растёт, множится и рано или поздно…

Маразм крепчал вместе с морозом.
И, к удивленью россиян,
В живых остались только отморозки,
Которые подобны мертвецам…

Долгая прогулка - 2018, май. Команда "Кокарды и исподнее".

Комментарии


Мы слишком часто забываем, что мы – мертвецы, и общаемся с мертвецами.

Хорхе Луис Борхес. "Есть многое на свете…"


Тоже был бы удачный эпиграф к книге. ))


Ну и трэшак... Это я про содержание книги).


А написала хорошо ^^


Спасибо!
ПостмодЕрн, он такой, всегда трешевый-претрешевый! ))


Не всегда... Исигуро вполне себе постмодерн, но трэшем и не пахнет. Это первое, что в голову пришло))


Я ориентировалась на наших, из того, что читала, а читала немного Сорокина, Пелевина, Толстую. )


Я этих тоже читала, кроме Сорокина. Ну, у них такие фантастические антиутопии, немножко постмодерна, но в целом, специфические товарищи. При этом я за ними признаю ряд достоинств, но вот эта "трэшевая" составляющая мне и у них не нра. Хотя бывает в тему.


Сорокин красавец! ))
А у Данихнова очень даже в тему, и по-другому об этом не напишешь. У него отлично получилось: смех сквозь слёзы.