Больше рецензий

19 мая 2018 г. 14:12

93

4

Критики постоянно ругают Хёга, что он балансирует на грани абсолютно бульварного детектива и современного скандинавского романа, который всем еще покажет, как надо писать. Жизнь Питер Хёга невероятно интересная и увлекательная, столько же таинственная, но даже тех крупиц, которые можно найти в нерусскоязычном интернете (у нас просто катастрофического мало о нем известно!) хватает, чтобы понять: Хёгу очень наплевать на критиков и преднамеренно или нет, но его жизнь отражается в его книгах. Хочется подчеркнуть, что это хорошее влияние, т.к. у него действительно многообразный и интересный жизненный опыт, начиная с темной истории про дома-интернаты и заканчивая дипломом танцора, годами помощи бедствующим в Африке (и привезенной оттуда женой) и исчезновениям с писательского горизонта. Куски этого неимоверного жизненного опыта можно найти в каждом произведении. Отдельный интерес представляет находить аллюзии между самих произведений. Я веду к тому, что здесь не одна книга и это не просто скандинавский детективчик, это действительно особой мир авторского восприятия и личного опыта, абсолютная откровенность перед читателем.

Книга стала для меня неожиданным открытием и совместила в себе темы, которые я давно искала, но все не могла найти в хорошем исполнении. В центре «Тишины» - музыка, клоун и дети. Я бы назвала способность главного героя Капера пропускать весь окружающий мир через музыку и звуки видом синестезии, но боюсь, что такое сравнение обрубает у произведения душу. Думаю, будет интересно почитать всем, кто неравнодушен к музыке или, как в моем, случае неравнодушен к нестандартному подходу к тексту и к описаниям в принципе. Ощущения схожи с чтением любого произведения магического реализма, только вместо просто удивительных описания здесь все сконцентрирована в одной точке – в звуке.
Что касается самого повествования оно и правда идет несколько тяжеловато. Для меня картина обрела некоторую полноценность только после половины книга (а это много, если учесть, что в первой части ты даже с трудом понимаешь, в одном времени все происходит или нет). Для облегчения этого непростого процесса можно порекомендовать записать себе имена и буквально пару слов для характеристики для всех новых персонажей, т.к. автор представляет их далеко не сразу и первое время ты просто постоянно читаешь о каких-то людях, уже забыв, что было до этого. И может быть актуальный совет о том, что в книге воспоминания вплетаются в канву настоящего, при этом нет никаких опознавательных знаков и надо просто ловить момент, когда тебе дают некоторую историческую справку, но при этом помнить, что действие происходит в настоящем! Для меня это была целая проблема, т.к. у Хёга я читала «Условной пригодных» и там как раз суть была в двух параллельных временах.

Прочитав отзывы поняла, что каждый выделяет в книги свои идеи. Это правильно и хорошо, потому что каждого зацепит какая-то одна из возможных веток и судеб (при этом герой всего один и история одна, просто тебя часто останавливают, чтобы подумать о жизни). Мне больше всего была интересна сама ветка с пропавшими детьми, что это за дети, в чем их особенность, что с ними произошло и потому в конце постигло некоторого разочарование. Концовка книги напомнила как раз о недовольстве критиков – по сравнению со всем произведением она вышла слишком прямолинейной и топорной, а ответы (но не на все вопросы), которые были даны выглядели очень школьными. Может быть дело в больших надеждах, которые у меня возникли на протяжении прочтения и мне хотелось такой же емкой концовки.
Кроме того, что эту книгу просто интересно читать с точки зрения литературы, а еще интересно о ней подумать, она все же имеет некоторые отталкивающие аспекты. Тема христианства, монашеского ордена и вот это все в куче всегда создает странное впечатление. Еще грустнее от того, что эта тема одна из центральных и ты силишься понять ее, чтобы не упустить смысл. Но я абсолютно не понимаю этого, для меня эти всесильные сестры и Синяя Дама выглядят абсолютно карикатурно и нереально и никакого фундамента для развертывания этой темы, кроме того, что они все знают, здесь нет. Т.е. вроде у них чисто функциональное назначение помогать герою, но рассуждения о церкви, вере, Боге… не люблю. Второй такой отталкивающей вещью является подробное описания правительственно-бюрократического аппарат Дании, а у них там, поверьте, все непросто и именно зарубежному читателю очень тяжело дается хотя бы приблизительно осознать, кто, кому и что должен. Очень забавно было увидеть такие внутри культурные рассуждения – для Скандинавии все, что дальше них - это Азия, и Испания тоже. И под Азией здесь понимается бескультурье и полный хаос.

Это вторая книга Хёга, которая прочиталась поразительно быстро и оставила хорошее впечатление. Наверное, из современных авторов только скандинавские вызывают такой неподдельный интерес и заставляют снова и снова к ним возвращаться.