Больше рецензий

Kastigar

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 мая 2018 г. 19:20

3K

4.5 От утопии до антиутопии один шаг…

Лебединое озеро. Эмоциональная гимнастика дело очень распространенное. Этюды «шаг влево – ненависть, шаг право – любовь» или «шаг влево – жалость, шаг вправо - любовь» всем хорошо знакомы. Но подобные «па» можно встретить и в других аспектах жизни. Каково, например, расстояния между утопией и антиутопией? Верно, все тоже! На языке Сократа утопия – это дословно «неместо». Под такое определение можно подвести все, что угодно. В частности, речь идет о чем-то невыполнимо идеальном. В глаза бросается явное противоречие изначальное заложенное в семантике термина. Не удивительно, что на эту тему можно дискутировать до бесконечности.

(Анти)утопия. Автор исходит из вполне логичных и очевидных проблем, рано или поздно возникающих в любом сообществе, объединенном той или иной целью. В любой реализации общества можно найти негативные стороны, гипертрофированное восприятие которых может влиять на трезвость суждений и оценки. Принцип от каждого по способностям, каждому по потребностям в теории имеет большой потенциал для создания уникальной общественной организации. Практичная реализация такой модели однако всегда сталкивается с противоречивостью человеческой натуры, ставящей реалистичность такой системы под сомнение. Во-первых, преуменьшение своих способностей либо вовсе не желание их использовать. Во-вторых, преувеличение своих потребностей либо их значения в сравнении с потребностями других. Стремление к реализации идеалов равенства и братства, со всеми вытекающими из этого стремления проблемами, можно проследить по развитию сюжета в рецензируемом произведении. Что же касается самого слова "антиутопия", то на лицо наличие двойного отрицания, дающего по сути вполне реальное понятие “место“. То есть, основываясь исключительно на семантике, антиутопия является более реалистичной конструкцией чем утопия. Поэтому не удивительно, что любая попытка построить одно, сводится к возведению другого.

Скотский двор. Автор не только задается целью отобразить модель построения светлого будущего в рамках отдельно взятого фермерского хозяйства. Он создает ряд ярких и типичных персонажей, без которых подобное строительство невозможно. Идейный вдохновитель и абсолютный идеалист «Обвал», не жалеющий себя трудяга «Боец», легкомысленная и переменчивая «Молли», пустозвон и глашатай апокалипсиса «Стукач», амбициозный и непримиримый «Наполеон» со своими цепными псами, умудренный опытом и видавший виды «Вениамин» - константы этого классического уравнения. Смещение центра тяжести повествования в сторону таких завсегдатаев фермы как свиньи, лошади, коровы, козы, овцы и других можно считать хитрым ходом автора с целью адаптировать учебник по архитектонике утопий для младшего школьного возраста.

Предписания. Кого может заинтересовать эта фантазия на грани абсурда? Думаю, что любого ибо уверен, что каждый в своей жизни сталкивался с тем или иным ее проявлением. Подобный шаблон развития сообщества можно приложить к любому его проявлению. Ирония, как скрепляющая прослойка между слоями повествования, может однако оттолкнуть более требовательного читателя. Глобальные проблемы развития общества, затронутые в произведении, способны как привлечь так и отпугнуть, но с большой долей уверенности могу все же предположить преобладание первых над вторыми, как бы двусмысленно это не звучало.

Оратор. Книга была начитана Иваном Литвиновым. Очень выразительный и живописный чтец, способный окутать слушателя своим приятным и проникновенным голосом, увлекая за собой в мир произведения, оставляющий при этом место для фантазии слушателя. Если Вы относите себя к числу любителей аудио-книг, либо просто находитесь в поисках новых ощущений, очень рекомендую познакомиться с этим исполнителем и этим его исполнением.

Книга была прочитана в рамках игры в классики.

Комментарии


Не зацепило? Просто Я Скотный двор люблю у Оруэлла больше, чем 1984.
А вас, сколько понимаю, когда цепляет, вы пишете более эмоционально.


Не зацепило?

Произведение очень понравилось.

Просто Я Скотный двор люблю у Оруэлла больше, чем 1984.

Я большой противник попыток сравнить произведения, даже от одного автора. Где-то писал уже на этот счет. Каждое по своему понравилось, каждое в своей оси координат выделяется.

А вас, сколько понимаю, когда цепляет, вы пишете более эмоционально.

Что верно, так то, что "Скотный Двор" на мой взгляд, менее эмоциональное произведение чем "1984".
А я как камертон, чем сильнее стукнуть, тем громче звеню.