Больше рецензий

Hermanarich

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

13 мая 2018 г. 21:35

1K

3 О святости, детях и сроках годности педагогики

Преамбула: данное эссе (а это именно эссе) даже отдаленно не пытается стать похожим на рецензию или отзыв. Рецензировать в книге Корчака нечего, как нечего рецензировать в феномене детства или святости - феномен настолько всеобъемлющий, что воспринимать его надо целостно, не только логически, но и чувственно. Поэтому я изначально отказываюсь от притязаний на объективность, и предлагаю лишь свои впечатления.
О святости
Януш Корчак для меня распадается на три личности: Первая, и самая известная на постсоветском пространстве личность - Святой. Вторая - детский писатель. Третья - педагог.
Подвиг Януша Корчака как святого, думаю, неоспорим для любого нормального человека - не бросить своих воспитанников, и, когда тебя отпускают (а отпускали его три раза) - отказаться и пойти вместе с ними в газовую камеру Треблинки на смерть - настоящий пример жертвенности педагога. Увы, икона Януша Корчака (а был он, и это чувствуется из текста книги, вероятнее всего атеистом, по крайней мере на вопрос своего ученика, был ли вселенский потоп, отвечает лаконичное "кто его знает") не позволяет составить полноценный портрет. Не позволит это сделать и детский писатель Корчак - поможет только педагог Корчак.
Но здесь возникают проблемы - вот есть Иисус Христос, который говорит ученику: "Оставь все и иди за мной" - и он идет (напоминаю контекст - ученик просит Иисуса дать ему возможность похоронить своего отца)

Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего.
Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф.8. 21-22)

. Сможет ли дядя Вася повторить эти слова с тем же эффектом, или эти слова, чтоб они подействовали, должен произнести только святой? А раз так - насколько экстраполируем опыт святого на обычных людей? По мере прочтения книги Корчака о педагогике я все четче понимал - это работает потому-что это произносит Корчак. Вернемся в прошлое, организуем все заново, но вместо Корчака поставим другого человека, пусть и талантливого педагога, и заставить работать по системе Корчака - я бы сделал ставку на то, что не взлетит. Корчаку веришь, ибо его слова произносит человек, осененный ореолом святости - возможно, дети это тоже чувствовали, а потом это работало. Увы, я сомневаюсь, что то, что делал Корчак, сработало бы без этого ореола.
О детях
Я терпеть не могу детей. Детей я не люблю даже больше, чем взрослых. У детей есть все недостатки взрослых, но вот достоинства взрослых, за что их можно если не полюбить, то хотя-бы зауважать - у них нет. Достоинства эти развиваются в системе социализации через тяжелый труд, пот, слезы и кровь. Увы, да простят меня педагоги - я убежден что никто не рождается человеком. И если поместить новорожденного в стаю диких зверей (феномен Маугли) - то существо, что получится, даже отдаленно не будет напоминать человека (эксперименты эти уже проводились, выращенные в стаях диких зверей дети НЕ социализируются никак, а остаются животными). Следовательно, чтоб стать человеком нужно трудиться. Можно ли трудиться в игровой форме, не применяя усилий? Можно - но я не сочту этот механизм правильным. Корчак в своей педагогической доктрине (а важно указать, что это не какая-то четкая система, а просто описание ситуаций, которые с ним происходили, без объяснения что он сделал и почему) действует больше как даос - он позволяет вещам свершиться. Он даст возможность хулигану хулиганить, медленно внося в его голову мысль о неприемлемости подобного поведения. Увы, я не готов согласиться с максимой, что чтоб понять, что умирать не стоит - надо умереть. Возможно, сказывается разность характера - Корчак любит детей, и позволяет им быть детьми. Я же не люблю детей, и хочу чтоб дети, в которых нет ничего хорошего, стали взрослыми, в которых что-то хорошее но есть.
О сроках годности педагогики
Я не знаю, справился ли бы Корчак с современным ребенком. Предполагаю, что нет. Увы, педагогические советы не могут носить объективный характер - количество зависимых переменных в каждой ситуации столь велико, что как и в медицине, дабы определить тактику лечения в сложном случае нужен талантливый, образованный и чуткий врач. Корчак был врач, и он понимал это. В его книге, как и в его педагогике нет императива - он предлагает свой опыт, как он справлялся с конкретными ситуациями. Сработал бы его опыт, перенеси он его на сегодняшнюю ситуацию? Признаться, я сомневаюсь что он сработал даже в том времени, с теми же детьми, но без Корчака. Методический аппарат педагогики Корчака сложно оспаривать, т.к. его, по-факту, нет. Другой вопрос - а должен ли он быть? Педагогика это не торговля колбасой - родители, которым нужны педагогические советы, далеко не всегда обладают чуткостью, чтоб распознать какой совет, даваемый им, верен, а какой нет, далеко не всегда чувствуют момент применения опыта, реагируя с чуткостью шлагбаума. Получается старейшая дилемма - заставь дурака богу молиться, он лоб расшибет. Корчак не заставляет молиться, ограничиваясь лишь десять заповедями и своим житием. Житие можно перечитать - а 10 заповедей надо знать наизусть В этих заповедях нет ни одной цитаты из Библии, но по своему посылу гуманизма это больше, чем многие могли сформулировать за свою жизнь. Привожу их здесь. К сожалению, книга Корчака к этим заповедям мало что добавила, но, возможно, это просто наша разница в темпераментах и педагогических подходах. Не представляю, как бы современный читатель смог применить на практике описанный опыт.


10 заповедей Януша Корчака.
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен — ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка, просто помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все возможное.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод от плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Комментарии


То, что он пошёл на смерть ради любви к детям вот так жертвенно-добровольно, не будучи верующим, наоборот, делает его подвиг ещё более впечатляющим. Потому что атеисты не утешаются мыслями о загробном царстве и так далее, для них смерть понятие неизмеримое более мрачное и безнадежное, чем для верующего человека.