Больше рецензий

Rosio

Эксперт

по анти фэн-шую

10 мая 2018 г. 16:06

1K

3 Неоконченный дневник о странном приключении

Очень странная получилась история у По. Она обещала стать забавным морским приключением, в котором юный Артур Пим должен был удовлетворить свою тягу к авантюризму и познать всякие разные стороны такого способа путешествия. Однако тут получилось совсем по-другому.

Приключения получились, но вовсе не забавные. Страшные получились приключения, со многими смертями, ужасными опасностями и лишениями, когда человек стоит на самой грани и готов на всё. А потом шагает за эту грань и сдаётся. Тут действительно творятся ужасные дела - аж до каннибализма доходит. То, что происходит с главным персонажем и его спутниками, является жесточайшей проверкой на прочность. Всё происходящее сопровождается очень эмоциональными реакциями действующих лиц: от потоков слёз до обмороков. Сразу вспоминаешь, произведение каких годов читаешь.

С другой стороны Эдгар По в этом произведении делает огромное количество вставок, чтобы объяснить "несведущему читателю" то, о чем он говорит в книге. Здесь и рассказ о том, как правильно распределять груз на борту, и экскурс в историю морских путешествий и открытий, и небольшие лекции о природе и обитателях далеких краев, мимо которых проплывали путешественники. Это делает книгу наполовину документальной.

Есть и третья сторона, которая так и осталась неоткрытой - та самая странная мистика, что творится в конце. Нечто сверхъестественное, что связано с находками Артура на острове туземцев и странным "Текеле-ле!!" Черное и белое. Загадка, в которой белое страшнее черного. Но именно белое дарит спасение. Или забвение. О том, что именно произошло с героями данной истории, мы так и не узнаем, так как последние страницы дневника были утеряны. Увы. Поэтому тут всё можно трактовать по-своему, насколько хватит фантазии. И смотря в какую степь усесёт.

Портит роман нелогичность и нереальность. Начиная с захвата судна, где заговорщики отправляют за борт полкоманды. А кто будет судном управлять? Как обойтись теми людьми, что есть? Но это ещё цветочки. Потом несчастный корабль отбивают назад, и в живых остается всего четверо. все такие дальновидные, что диву даешься. Дальше - многие вещи объясняются душевными метаниями в частности и душевным состоянием вообще. Но нет, не верю. очень много тут притянуто за уши и штопано белыми нитками. Очень неубедительные объяснения. Ну и герои хороши. Безбашенные напрочь. Еле-еле спаслись от смерти, а тем не менее плывут себе дальше да ещё и подстрекают капитана на "подвиги". А кэп тоже прекрасен, выловил в море ни пойми кого, так ещё и ведётся на детские подначки и подвергает риску жизнь всех, кто оказался на борту его шхуны. Ну несусветная в некоторых моментах чушь происходит. А ещё некоторые сцены, такие как встреча с мертвым кораблем. Скорее всего она должна была символизировать будущее путешественников, являться предупреждением о грядущих смертях. Но выглядит эта сцена какой-то лишней. Потому что сюжету ничего не даёт.

Получилось что-то полудокументальное-полуприключенческое. Что-то, что не складывается в нечто целое. И с кучем сомнений в достоверности происходящего. Не, ну мы понимаем, что это выдумка, но написано не убедительно.

Прочитано в рамках игры "Вокруг света с капитаном Врунгелем. Девятый тур".

Комментарии


Не могу сказать, что читала много вещей По, дам дело было в школе, но «Колодец и маятник» в своё время сильное впечатление оказали.


Я что-то ещё в школе читала. Но сейчас помню только "Убийство на улице Морг". Тогда это было прям ух!


Да, и ещё есть фильм «Ворон», где как раз проиллюстрированы многие страшилки из рассказов По, и совершенно прекрасный «броманс» между Джоном Кьюсаком и Люком Эвансом. И вообще атмосферно.


Возьму себе на заметку. Спасибо.


И в самом деле, в какие годы По писал свою повесть?


Это была первая половина 19 века.


Здесь очень важна точная дата и понимание, что в этот момент происходит, тогда пазл сложится


Тогда так писали, как мне кажется. Флобера можно вспомнить. Всё было строго, а страстей хотелось. Какой-то особенный стиль был у писателей того времени. Большое внимание именно эмоциям и душевным переживаниям отдавалось, и влиянию этих факторов на состояние человека, на его действия, решения, поведение. Но это чисто мои умозаключения. Всё может быть совсем не так.)
Издана же повесть была в 1838 году.


Как вы точно подметили, что хотелось страстей. Но как мне кажется рассказы По не просто о страстях, они о запредельном опыте, но с поэтической страстностью.
Я не хотел бы выставлять свою версию как истину в последней инстанции, По обожал многозначности. Повесть По написал к марту 1937, а в мае и июне он продолжал править, поскольку издательство на время заморозило проект с публикацией, не было денег.
Если продолжить отслеживать морскую тематику, очевидно значимую для По, можно проследить общность тем таких произведений как "Рукопись, найденная в бутылке", "Пим" и "Низвержение в Мальстрем". Общая тема - финал всего, своего рода апокалипсис для небольшого сообщества людей.
Встает вопрос, почему По так волновал вопрос об ограниченном сообществе людей, двигающемся к своему неизбежному концу? Был ли это только поэтический образ или у этого образа был свой прообраз в реальной жизни?
Как вы догадываетесь, я толкаю вас к тому, что у поэтического образа был свой реальный "герой". Были страшные предчувствия. Все это воплотилось в его рассказах.


Поэтому тут всё можно трактовать по-своему, насколько хватит фантазии. И смотря в какую степь усесёт.

Так Вы расскажите: в какую степь занесло именно Вас? Что произошло в конце то, на Ваш взгляд?


В мистическую.) Символ и образ спасения и спасение наяву.