Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

8 мая 2018 г. 21:24

1K

2

Хочу сразу сказать, что никакого нейромаркетинга никогда не существовало и не существует (это вам подтвердит любой маркетолог работающий в соответствующем отделе любой крупной фирмы). Все подобные словечки придумываются только с целью что-то продать. Если посмотреть более авторитетных авторов или те же книги по MBA, то вы никаких нейромаркетологов там не встретите.
На самом деле автор описывает обычные эксперименты, взятые из книг по психологии в целом и социальной психологии - в частности. Всё, что пишет автор, это сокращённый вариант из академических учебников и поп-книг по психологии. Ничего нового или чего-то, что было бы проведено исключительно маркетологами, в книге нет. Всё, о чём пишет автор, было создано исключительно психологами (автор почти постоянно будет упоминать таких психологов как Ариели, Чалдини и пр.). Поэтому я настоятельно рекомендую читать если не первоисточники и если не академические учебники по психологии/социальной психологии, то хотя бы популярные книги по данной теме, а не довольствоваться огрызками, подобно данной книги. Уж кто-кто, а маркетологи должны читать книги по психологии с такой же обязательностью как они читают книги по менеджменту или по рекламе. Ибо тут важно видеть картину в целом, а не краткий пересказ темы на 4-5 строчек (именно столько автор часто посвящает одному эксперименту). Не правильно поняв, не правильно интерпретировав вопрос или эксперимент, можно в дальнейшем иметь ошибочное представление, а это в маркетинге – не допустимо. Поэтому ещё раз: читайте нормальные, не супер сжатые книги по психологии.
Итак, автор предлагает 100, даже не знаю, как это правильно назвать, советов или наблюдений. В общем, эта сотня должна помочь в бизнесе в целом и маркетинге - в частности. Да, всё что описывает автор, имеет место, и все эксперименты действительно были проведены (кстати, по сути, автор описывает старый материал). Это советы из серии, ставьте ценник, который оканчивается на цифру 9 или большой выбор одного продукта может вести к снижению продаж, а не наоборот (парадокс выбора). Однако важным является тут то, что большая часть экспериментов происходила в искусственных условиях, а не в реальных, а бизнес или акт совершения покупки потребителем у нас существуют как раз только в реальных условиях. Поэтому может произойти известная (для всех специалистов) проблема, когда эксперимент, выйдя в реальную жизнь, показывает совсем другие результаты. Автор данной книги не слишком это афиширует.
Второй момент заключается в том, что все подобные нововведения нужно тестировать для каждой новой ситуации. Если у одних что-то сработало, это вовсе не значит, что существует 100% гарантия, что это же сработает и у вас. Поэтому все профессиональные маркетологи всегда повторяли: всё тестируйте, проверяйте все нововведения. Автор также об этом не говорит, что странно. Обычно каждый профессиональный маркетолог об этом знает и помнит.
Третий момент заключается в том, что чуть ли не половину описываемых советов можно заменить практикой бенчмаркинга. Если самые успешные компании используют определённый стиль текста, то и вам следует взять данный стиль на заметку. У крупных компаний большие ресурсы и большие возможности для проведения собственных разнообразных исследований, но у них нет защиты от того, что более мелкие конкуренты (прямые и нет) могут воспользоваться их находками. Это обычная практика и данное решение намного эффективней половины всего того, что описывает книга.

Комментарии


То, чего никогда не существовало, а сейчас появилось - это возможноне шарлатанство, а прогресс ;) В экономике активно развивается школа behavioral economics, т.е поведенческая экономика. Нейромаркетинг имеет прямое к этому отношение!


Поведенческая экономика, это всего лишь экономика, объединённая с психологией. Это то, о чём писал ещё Роберт Чалдини в своей книге «Психология влияния» и Дэн Ариели в книге «Поведенческая экономика. Почему люди ведут себя иррационально и как заработать на этом». Маркетинг же априори связан с психологией, ибо он напрямую взаимодействует с людьми, т.е. с человеческой психологией. Если открыть основную книгу по маркетингу «Маркетинг. Менеджмент», то, уже начиная с первых глав, мы заметим это неотрывное влияние человеческой психологии. Взять те же «Пять типов покупательских потребностей» или «Модель процесса покупки» или 6 типов осознаваемых рисков покупателей. Всё это чистая психология. Не существует никакого маркетинга в отрыве от психологии.
Так что если маркетолог произносит слово «нейромаркетинг», это ясный сигнал что он 1. Непрофессионал 2. От такого маркетолога лучше избавиться.
Если почитать англоязычную литературу по маркетингу, а в особенности серьёзные академические труды, включая книги по MBA, то в них вы ни о каком нейромаркитенге и слова не найдёте, ибо всем прекрасно известно, что это завлекалочка, красивый фантик чтобы несведущим людям продать свои книги или услуги. Я так же подчеркну, что в книгах, рассказывающих о том, как строился бренд или как строилась компания, будет описываться всё что угодно, кроме нейромаркетинга.
P.S. Эта книга содержит всё то, что можно найти в учебниках по психологии и социальной психологии. Я берусь даже утверждать, что автор просто копировал текст из этих учебников + несколько популярных книг по психологии, типа того же Чалдини.
P.P.S. Нейронаука занимается изучением работы нейронных процессов. Единственное момент, где маркетологи, когда-либо были связаны с проведением такого анализа, это исследование реакции мозга во время показа картинок различных брендов. Однако, во-первых, таких исследований было проведено очень и очень мало. Во-вторых, это стоит очень дорого, и могут себе позволить такие исследования лишь крупные корпорации (требуется дорогостоящая медицинская техника). В третьих, книг на эту тем было издано ровно 0. В четвертых, все исследования были проведены в лаборатории, а не в магазине. В пятых, никто не знает, как использовать на практике, к выгоде крупных фирм, полученные данные. В шестых, такие исследования являются частью такого направления (или раздела) в маркетинге как «маркетинговые исследования» (Marketing Research) или «поведение потребителей» (Consumer Behavior), а не отдельным направление. В седьмых, с очень большой вероятностью, если маркетолог и будет говорить о нейромаркетинге и его использовании, это, скорее всего, будет обычная социальная психология, учебники по которым можно купить в любом книжном магазине.