Больше рецензий

8 мая 2018 г. 11:54

3K

4 Король триллера

Почему Эдгара Уоллеса называют королем триллера?
Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Он научил писателей XX века создавать увлекательные истории. Неужели?
Сюжеты Эдгара Уоллеса настолько невероятны своими поворотами собственно сюжетной линии, что читатель в какой-то момент оказывается загипнотизирован беспокойством. Он начинает елозить в кресле и спрашивает себя, а что же будет дальше, он постепенно утрачивает над собой контроль и словно ходячий, точнее читающий мертвец блуждает по лабиринтам безумного сюжета, выстроенного автором.
Лабиринты своих романов Уоллес собирал, словно из деталей детского конструктора, поэтому вы всегда встретите героя, который непременно победит в конце, героиню, которая будет спасена от чего-то худшего, чем просто смерть, злодеев разных мастей, но тоже поддающихся классификации. Впрочем, о злодеях давайте поговорим позже, а пока вернемся к сюжету.
Метод построения сюжета у Эдгара Уоллеса как и многое гениальные идеи - очень прост. В начале писатель всегда предлагает завязку интриги, которая решится лишь в конце в ходе длинного и нудного объяснения. Такими были большинство сенсационных романов, лучшие представители жанра господствовавшего в XIX веке. Уоллес, осознавал, что читателям XX века, по крайней мере большинству, стало скучно читать длиннющий роман, в котором только одна интрига. Сказать по правде, литературное мастерство самого Уоллеса не позволило бы ему создавать бесчисленные описания поместий, персонажей и ощущений. Его литературный талант, в лучшие годы выпестован в журналистике, был очень ограничен. Здесь требовалось создавать небольшие увлекательные истории, способные поместиться на полосу газеты. Эдгар Уоллес был другим человеком - быстрым и самоуверенным. Его сильной стороной было умение создавать малые формы, а потому он придумал очень хитрый ход.
Сюжет его романа представлял собой как я и сказал одну интригу, здесь он унаследовал привычные для читателей формы литературного произведения. Но внутри роман состоял из эпизодов, глав, частей, каждая из которых имела свою собственную интригу, т.е. зачин, развитие и развязку в конце эпизода. Но если бы мы принялись читать подобный роман, он был бы слишком похож на сборник приключенческих историй, а потому хитрый писатель помещал зачин следующего эпизода перед развязкой предыдущего. Получалось очень тесно сплетенная конструкция, не успевал герой разобраться с одной ситуацией, как уже с головой погружался в следующую.
Таков был его первый роман из серии о «Четырех справедливых». На русский язык название романа (The Four Just Men) переводится с трудом, поэтому вы можете встретить его в различных вариациях «Четверо благородных», «Четыре простых человека», «Власть четырех».
Подоплека этой истории простая. Четыре человека, точнее три, четвертого они нанимают в начале романа, и он погибает в финале, выступают против закона, принятие которого активно лоббирует министр иностранных дел Великобритании. Эти четверо благородных преступников настолько сильны и могущественны, а вместе с этим неуловимы, что к их предостережениям предпочитают прислушиваться даже сильные мира сего. Эти люди неоднократно и публично предупреждают министра о том, что если он будет упрямиться, они будут вынуждены пойти на крайние меры. Сегодня, подобное поведение расценивалось бы как терроризм, поскольку они оставляют в общественных местах бомбы, правда ни одна из них не взрывается, поскольку всемогущая четверка всегда вовремя предупреждает о бомбе. Министр же продолжает упорствовать, и однажды его находят мертвым с таинственным пятном на правой ладони. Его убийство настоящая загадка.
Так заканчивалось первое издание романа, после чего писатель предлагал разгадать тайну убийства, а всем ответившим правильно обещал многочисленные денежные призы.
В последующих изданиях, в последней главе полиция раскрывает способ таинственного убийства. К телефону министра подключили провод с током высокого напряжения, которым был убит не только министр, но и одного из «четверки», «напутавший с расчетами».
Как вы понимаете, я рассказал вам основную интригу, но Уоллес по ходу повествования без конца выпускал «зайцев», которых тут же и ловил, чтобы читатели не скучали.
Как вы заметили, техника простая, да и сюжет Уоллеса кажется уж слишком фантастическим. Но читателям своего времени они не казались фантастическими, благодаря умению Уоллеса создавать очень реалистичный фон. Будучи журналистом, Уоллес научился несколькими фразами давать характеристику объекту, реальному человеку или событию, тот же метод он использовал в своих романах. А потому читателей подкупало умение представить фантастический сюжет в обрамлении из реалистичных деталей.
А наивными его романы нам кажутся только потому, что его сюжеты, его идеи и открытия использовались в XX веке такое количество раз, что кажутся нам избитыми, зажеванными и вторичными. Эффект от романа был такой, что десятки, если не сотни писателей бросились рассказывать истории о благородных мстителях, частных детективах, которые заместили собой правоохранительные и судебные органы. Тысячи писателей стали использовать прием, где внутри одной большой интриги, было несколько небольших сюжетных линий, сплетенных в единое повествование. Все авторы классических детективов признавали, насколько сильным было влияние романов Эдгара Уоллеса, как он захватил внимание читателей и приучил их к чтению популярной литературы. Наконец, сам Артур Конан Дойл рассчитывал найти в лице Эдгара Уоллеса литературного наследника.

Благодарю организаторов игры "Персона грата"

Комментарии


Эдгар Уоллес - один из самых экранизируемых авторов. По его произведениям было поставлено порядка 170(!) фильмов, за что он и попал в книгу рекордов Гинесса. 30 фильмов, снятых на немецкой киностудии "Константин" стали культовыми и положили начало немецкой серии "крими".


Очень точное замечание. Собственно мой интерес к Уоллесу с этого и начался. С вопроса - почему он был так популярен и остается популярен сегодня. У меня был друг, который очень много знал об этом.
Но меня обычно больше интересуют биографические подробности жизни и творчества, в меньшей степени пост-история творчества. Поэтому в своей биографии, я заканчиваю историю Уоллеса 2 годами после его смерти, когда наследники смогли рассчитаться с долгами.