Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

6 мая 2018 г. 13:25

2K

5 О карме и феминизме

Мой дядя, самых честных правил.

Мы все учились понемногу.

Пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед.

Не мог он ямба от хорея, как мы ни бились, отличить

Он барщину сменил оброком.

Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало

Встает заря во мгле холодной

Пчела за данью полевой летит из кельи восковой.

Но наше северное лето, карикатура южных зим.

Три раза в год они говели.

Ее сестра звалась Татьяной.

Татьяна верила преданьям.

Я вам пишу, чего же боле?

Куда, куда вы удалились.

Паду ли я, стрелой пронзенный?

Люблю тебя, Петра творенье!

Чем меньше женщину мы любим.

Кто там, в малиновом берете, с послом испанским говорит?

Но я другому отдана и буду век ему верна.


Это навскидку, то, что намертво впечатано в нас нахождением в контексте. Нельзя вырасти в русскоязычном пространстве и не помнить дюжины строк из «Евгения Онегина» на уровне «чтобы от зубов отскакивало» и «среди ночи разбуди – расскажешь». Роману в стихах повезло больше, чем «Войне и Миру» или «Преступлению» - его и в рамках школьной программы читают не без удовольствия. Не выборочно, как Толстого: девочки мир, мальчики войну; и не под скрежет зубовный, как с детективом По диагонали, не умея воспринять красоты стихов и постичь сотой доли смысла; следя лишь за событийной канвой – но читают.

Наверно отчасти из-за объема, но также потому, что это о любви, а любовные сюжеты ближе сердцу женщин, которые составляют львиную долю читательской аудитории. Как же, а князь Андрей и Наташа Толстого, а Родион и Соня Мармеладова у Достоевского? А вы не забыли, чем все кончилось у Наташи? Обмаранная пеленка, как апофеоз женского предназначения на Земле. Что до Сони, воля ваша, оттенок некоей тоскливой убогости в их с Родей фигурах, в этой любви из жалости, ах нет.

Совсем иное Татьяна и Онегин. Зачин в стандартах дамского романа, завидный жених прибывает в имение по соседству с вотчиной родителей героини. Она очень молода, хороша собой, наивна, исполнена природного очарования, происходит из достойной, хотя небогатой семьи; он довольно молод, хорош собой, богач и светский лев, опытен и умен. Дальше шаблон диктует тщательно скрываемый взаимный интерес, пару критических ситуаций, в которых он выступит ее спасителем, а она поразит его воображение интеллектом или еще чем; он порвет ради нее связь с непременной родовитой богачкой красавицей, влюбленной в него, как кошка. Она будет непоколебима в своей добродетели. Пушкин дотрагивается до обманчиво прочной конструкции, обрушивает карточным домиком, и, не заметив крушения кумирни ложных богов, выплетает из слов и обрывков сюжета свою историю. Где героями живые люди, «как вы. как я, как целый свет»

Может ли юная романтичная барышня, вошедшая в возраст, не влюбиться в красавца соседа восемью годами старше, опытного, умного, светского, загадочного, да к тому же богатого? Может ли пресыщенный женским вниманием лев, почти селебрити в мерках сегодняшнего дня, всерьез увлечься неяркой фриковатой провинциалкой? В Татьяне нет Ольгиной поверхностной бойкости, она задумчива и молчалива, любит уединение, где ж разглядеть за невзрачным фасадом сокровища души? Так и было бы: она влюбляется, он едва ее замечает.

Письмо лишь на поверхностный взгляд, вступает в противоречие с характером героини, на деле это звено в цепи событий, подчиненных безупречной внутренней логике. Татьяна непоколебима в сознании собственной ценности, без малейшего эксгибиционизма, нарочитости, демонстративности Она берет на себя ответственность за первый шаг, потому что мыслит себя ровней Онегину, несмотря на то, что на символической сословно-имущественной лестнице стояла бы много ниже его. Это как в "Гордости" Джейн Остен: "Он джентльмен, я дочь джентльмена". Да. неразумный, нарушающий всякие установления общепринятой морали поступок, что было бы, окажись Евгений негодяем? Он мог играючи погубить бедную Таню, как мерзавец Эраст погубил бедную Лизу. Но ведь не таков, нет? Возможно Татьяна интуитивно разбирается в людях лучше, чем можно ожидать, от сочетания ее возраста и жизненного опыта.

Теперь о дуэли. Это был третий за мою жизнь "Онегин", первый раз читала по диагонали в школе, второй, чтобы освежить в памяти после чудесного английского фильма (англичане весьма достойно обращаются с нашей классикой) - более осознанно восхищаясь и любуясь. Теперь прочла в обрамлении "Комментариев" В.В.Набокова; пушкинские стихи в них как драгоценные камни в искусной оправе. О книге непременно скажу отдельно, она чистый восторг, но за что читатель во мне особенно благодарен, это за подробный разбор и объяснение психологической подоплеки дуэли. Я знаю, что теперь не забуду этого. однако эпизод с дуэлью невероятно хорош, психологически сложен и может быть кому-то мое объяснение поможет лучше понимать,что произошло в действительности.

"Вроде бы Онегин флиртовал с Ольгой, а Ленский приревновал". В целом - да, но как это все происходило. Евгений прибыл в деревню без намерения сводить знакомство с окрестными помещиками, только затем, чтобы достойно проводить дядю в мир иной и вступить во владение поместьем. Не то, чтобы он был совсем уж отъявленным мизантропом, но к двадцати пяти годам успел пресытиться столичным обществом и тем более не был готов искать радостей провинциальной социализации. Выпускник Геттисбергского университета Ленский (который тоже не был частью здешнего общества, за время отсутствия успел выпасть из него, да смерть родителей еще отодвинула его от соседей) оказался приятным исключением, он-то и свел Евгения с Лариными.

День, перед дуэлью, был двенадцатым января, день рождения Татьяны и вокруг этого события прямо таки нагромождение нелепиц и роковых случайностей. Через две недели должна состояться свадьба Ленского с Ольгой и затевать одно за другим два широких застолья по небогатому быту Лариных было неразумным, а между тем, Танины именины справляли широко. Вопреки всегдашней своей нелюдимости,Онегин соглашается прийти, это первый его визит туда после устной отповеди Татьяне в ответ на ее письмо. А приехав, не может определить для себя, чем раздосадован больше: нарушенным уединением и необходимостью общаться; кунсткамерой, какой представляется ему уездное общество; эмоциональной реакцией Татьяны, которая наводит его на мысли о дамских сценах (он мало знает девушку и не представляет, как она умеет владеть собой). Таким образом, флирт с Ольгой - чтобы всем досадить.

Замечу, что приглашение Ленский передал, вспомнив в последний момент, почти уже на пороге. Что бы не забыть о нем вовсе? Замечу также, что Таня накануне видела страшный сон, в котором Евгений предстал в окружении чудовищ, над коими властвовал и причиной ее бледности при встрече с ним лишь отчасти смесь любви, стыда и досады; частью гнетущее впечатление сна, она несколько более окружающих одарена экстрасенсорно, предчувствует беду, не умея объяснить и, тем более отменить ее. Повод для дуэли яйца выеденного не стоил: Онегин танцевал с Ольгой и что-то шептал ей во время мазурки, Ленский пытается восстановить статус-кво, пригласив невесту на котильон, но та отвечает, что уж и он обещан Евгению. Все!

Это все, на самом деле. Ленский уезжает домой, немного погодя, дом Лариных покидает Онегин. чтобы следующим утром получить вызов на дуэль, переданный с Зарецким, эдакой смесью Ноздрева с Лебядкиным: гуляка, буян, фат, дуэлянт, ради красного словца... Никак нельзя отмахнуться - ославит трусом. Ну да ладно, завтра как-нибудь уладится. А назавтра Онегин проспал час дуэли, оскорбил друга-соперника часовым ожиданием на морозе, не позаботился о секунданте и пришлось назначить вторым лакея - еще одно оскорбление. И он, скорее всего, планировал стрелять вверх, чтобы затем завершить все примирением (тем более, что Ленский уже убедился в том, что невеста по-прежнему любит его и тоже готов мириться, но этот Зарецкий!) Какое-то клубящееся марево надо всем этим. Застит глаза, путает, сбивает с толку. И, неожиданно для самого себя, Онегин стреляет, с одного выстрела убивая друга.

Скажете,так не бывает? Только так и бывает. Нелепая случайность, неосторожное слово или взгляд, результатом трагедия и ничего уже не поправишь. Смерть необратима. А дальше все сложилось, как сложилось. Небогатые Ларины изыскали средства вывезти таки засидевшуюся в девушках старшую (младшая как-то очень скоро утешилась, выскочив замуж за улана и укатив с ним в гарнизон) на ярмарку невест. Таня сделала ослепительную партию, став женой князя генерала и светской львицей, запросто беседующей с послами. А Евгений (теперь и ему очевидно, что всегда знала она - они ровня) страстно влюбляется в эту новую Татьяну и теперь уж его очередь получить устную отповедь в ответ на свое письмо. А знаете, я думаю, что "Онегина" продолжат читать не только потому,что это гениальная поэзия. На самом деле, роман остроактуален с точки зрения современного понятия кармы и довольно неплохо вписывается в концепцию феминизма.

Комментарии


Чем больше женщину мы меньше,
Тем больше меньше она нам.


Боюсь и вообразить, на что могла бы вдохновить строка "Татьяна рано утром встала"...


То, что я процитировал, это ранний Жванецкий. А то, на что вы намекаете, это известное народное творчество :)))


Я имела в виду желчную реакцию Пушкина вот на эту иллюстрацию к ЕО:

картинка majj-s

Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу <титька> — милый вид!
Татьяна мнет в руке бумажку,
Зане живот у ней болит:
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на <потирку> изорвала
Конечно «Невский Альманах».


А вы о чем хотели сказать?


Иллюстрацию не видел, интересно, спасибо :)

Сказать я ничего не хотел. То, что я имел в виду, процитировать в приличном обществе никак невозможно :)))


Ранний жванецкий тоже не всегда эталон вкуса.

Кстати, знаете ли вы, что опережаете меня на один пункт в рейтинге тысячи лучших экспертов ЛЛ?


Не знаю. И знать не хочу :)))
Пусть робот Лайвлиба радует лайвлибовцев, если им это интересно :)