Больше рецензий

5 мая 2018 г. 20:36

613

2

Столь многообещающая пьеса оказалась всего лишь посредственной.

Трагичность здесь не ощущается кожей, а имеет скорее напускной, навязанный, искусственный характер, суета жизни лишена красок, конфликт - накала, кульминация наступает до того вяло, что к моменту её высшей точки читатель давно потерял всяческий интерес к происходящему.

Слишком много действующих лиц, для каждого существует только наметки на образ, нереализованная задумка, при этом не раскрыт ни один, необходимость иных из них, как и некоторых сцен и целых действий, вызывает большие сомнения.

Пьеса могла бы раскрыть читателю сомнения и тревоги главы семейства, вдовца, человека уже немолодого, состоявшегося, имеющего положение в обществе, вдруг полюбившего девочку моложе его в несколько раз. Как он с беспокойством понимает, что впереди у неё вся жизнь, тогда как он способен будет разделить с ней какие-нибудь в лучшем случае десять лет, как он обеспокоен тем, как отнесутся его уже взрослые дети к такому его сумасбродному решению, как не лучше ли было бы не становиться потехой целому свету и дожить свой век, как того и полагает его возраст и положение? Но этого в пьесе нет.
Она могла бы показать муки юной девушки, желающей быть с любимым и страдающей из-за невозможности этой любви, но этого в пьесе нет тоже.
А что должна чувствовать мать? Как должно болеть её сердце, когда она всей душой желает дочери счастья и видит, что счастье это сопряжено с большими несчастьями?
Любовь, сказать по правде, здесь тоже какая-то надуманная, вам не расскажут, из чего она родилась, как крепла и возрастала, не дадут ни на секунду её почувствовать, а лишь поставят перед сухим фактом: любовь есть - не самое лучшее решение при описании каких-либо чувств.

Самое невероятное во всём этом - вопреки всему сказанному выше, у пьесы замечательный, оригинальный, сложный сюжет. Она затрагивает (даже, скорее упоминает вскользь, зарится на) и вопросы жадности, нравственности, взаимоотношений внутри семьи и сложность принятия в семью нового человека, в ней есть пример искренней дружбы - истинного товарищества (Гайгер), - и предательства близких (дети), и отчаяние оказавшегося в невыносимых условиях человека (отец юной леди) - всё, что только угодно, так почему всё это великолепие тем, все эти шекспировские страсти - аллюзий на произведения великого драматурга в книге сколько угодно - переданы так безлико, невыразительно, теряется за бессмысленными диалогами не с теми и не о том. Зачем пастор будет напоминать героине об обряде инициации, каковой ем однажды пришлось над ней совершать, зачем горячо любимая дочь получит назад записку с площадной бранью и угрозами, которую она анонимно отправила, если потом этот момент ни для чего уже не понадобится? Зачем городить уйму не влияющих ни на что мелочей, упуская при этом самое важное? И где же то трогательное нежное чувство, что обещали нам аннотации?