Больше рецензий

nata-gik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 мая 2018 г. 17:33

2K

3 Модерн уже не в моде

Вот отличный пример того, чем отличается классика от моды. Вне зависимости, в каком жанре и каким стилем написано литературное произведение, если это классика, то даже спустя века оно будет читаться с удовольствием. И с осознанием читателя, что в руках у тебя не что-то там, а мощь и столп. А если это пусть и хорошее и для своего времени передовое произведение, но без искры величия, то с годами весь его актуальный и модный лоск слезет. А за ним может статься, что и нет ничего.

Именно таким стал для меня этот сборник. Ну не весь, конечно. Лучшие его рассказы я уже читала в "Легендах..." Справедливости ради нужно отметить, что изначально эти рассказы принадлежали именно этому сборнику. Но, что подтверждает правило, лучшие и стали переиздаваться, сопровождая почти все последующие сборники рассказов. А те, что послабее, ничего нового мне не дали. Крутой и такой вызывающий для своего времени модернизм в повествовании. Что-то даже немного от футуристов 20-х. Но за этой формой не оказалось никакого существенного содержания, которое смогло бы зацепиться за память. Да, Веллер виртуозно жонглирует словами, своим мастерством писателя. Но все лучшее, что он сказал в этом сборнике, было сказано очень простым, стандартным, классическим (в смысле – близким к литературной классике XIX века) языком.

Кстати, необычная форма и стиль литературы тоже являются примечательным и выделяющим из общей массы фактором. Много больших книг и маленьких рассказов признаны гениальными как-раз из-за своей формы, а не содержания. Но когда рядом помещается условная классика и условный модерн, для меня выигрывает классика. Потому, что я при прочих равных воспринимаю текст прежде всего мозгом, и мое воображение активно рисует происходящую историю. А изысканность, нестандартность и утонченность модернистского (а тем более постмодернистского) текста отходит на второй план. В случае такой литературы нужно включать свое восприятие на все 100%, но при этом в голове не рождается образ, история не оживает. И поэтому не открывается, а может, ее и не существует, душа произведения.

Как со сложной музыкой – вроде в процессе прослушивания получаешь какое-то удовольствие. Но прилагаешь все усилия, концентрируешься, чтобы поймать гармонию. А ее нет – только вычурность искусственно усложненного произведения. И ты вроде такой молодец, воспринял серьезное, непопсовое произведение. Но после него ничего в голове не остается. Ни мелодии, ни ритма, ни аккорда. Чего-то, что будет эхом звучать в сознании при воспоминании об этом опыте. Так и в этом сборнике – эхом звучат только истории: "Конь.."., "Колечко.." и несколько других. Все остальное – белый модерновый шум.

C.R.
Все-таки начало 90-х было "страшным" для визуального дизайна временем. Обложка моего издания – лучшее тому подтверждение. Одно слово: гадость. Но ничто не сравнится с ужасом крайней правой обложки. Почему??? Центральная, хоть и не в тему, но выглядит хотя бы прилично.

картинка nata-gik