Больше рецензий

bezkonechno

Эксперт

посягаю на книжные просторы :)

3 мая 2018 г. 17:55

2K

5 После стольких лет?..

Какие же прекрасные книги! Месяц назад прочла, что в мире продано около полумиллиарда (!!!) книг о Гарри Поттере с момента выхода первой (двадцать лет назад), и это значит, что у каждого пятнадцатого человека на Земле в библиотеке есть книги о Гарри Поттере. По-моему, очень внушительная статистика! Мне сразу показалось особенно символичным перечтение истории. Эти книги - самые зачитанные в моей коллекции, побывавшие уже не в одних руках, подклеенные, подаренные, подписанные и даже в двойном экземпляре (чтобы нам с сестрой не ожидать друг друга). С ними уже у меня свои истории, своя эпоха, своя, особенная любовь, ожидание книг, даже сравнение их по объему (и разочарование, которое постигло лично нас с сестричкой, между 5 и 6 книгами — мало!) — это все настоящее волшебство, которому до сих пор нет равных, которое дай Бог, чтобы пережили и прочувствовали на себе мои дети с какой-то книгой, которая становится главной на десятки лет. Главной не только среди читающих, но и среди тех многих, кто стал случайным страстным поклонником поттерианы. Не помню еще когда-то таких очередей в книжных магазинах по всему миру, зато до сих пор помню свое детско-подростковое упоение, нетерпение, а потом — чтение взахлеб, бегом-бегом, чтобы только поскорее узнать о новых ветвях сюжета. Историю “Гарри Поттера” - помимо даже книжной - можно рассказывать абзацами: у каждого найдется много эмоций и много составляющих. Мне кажется, именно это особое положение в жизни миллионов читателей заставляет возвращаться к истокам, к перечтению, чтобы и в двадцать семь можно было заново стать тринадцатилетней и открывать для себя новые грани любимых книжек…

Новая часть приключений является нам абсолютно непохожей на прочие. На мой взгляд, именно с возрождения “Ордена Феникса” начинается истинное активное сопротивление, настоящее объединение среди волшебников, среди тех, кто знает правду и среди тех, кто просто в нее верит и готов стать на немногочисленную сторону света. Читателя ждет нешуточное противостояние: тихое, подпольное, но очень преданное и живое. Именно сейчас обстановка волшебного мира становится все более мрачной, темной и загрязненной, враг практически не прячется (чем ему очень сильно помогает неверующее общество) и творит свои темные дела, очерняя всех,кто говорит о возвращении. Обстановка нагнетается при внешнем спокойствии.

Что делать, если ты — изолирован от волшебного мира? А мир маглов совершенно другой: неторопливый, лишенный любых намеков о надвигающейся извне беде. Гарри Поттер знает, что происходит на самом деле, но обречен ждать новостей. У мальчика есть совершенно обоснованное ощущение, что о нем забыли, что мир остановился. Он даже близок к тому, что для него нет места в волшебном мире, что Гарри отбросили все эти разумные взрослые, все его друзья, хотя он знает и видел наверняка больше остальных об актуальных волшебных событиях. Как тут не возмутиться?! Мне очень импонирует естественность взрослеющих персонажей от Джоан Роулинг, и Гарри в этой книге — один из самых ярких представителей взрослеющего подростка, на которого навалилось столько стрессов за его короткую жизнь, что понять и принять то, что его банально оберегают — сложно. Не так гладко на этой волне начались отношения между Гарри, Роном и Гермионой, ведь последние были осведомлены и о деятельности “Ордена…” , и об информационной кампании против Дамблдора и Гарри Поттера, которую министерство магии не только не свернуло, но и развило за эти месяцы, и о многом другом.

Впрочем, в пятой книге наконец-то раскрывается немало ключевых подробностей об истоках той ночи, когда состоялась первая невольная дуэль между младенцем Гарри и злодеем всех времен Волдемортом. До сих пор эта тема как-то была в стороне обрастая минимальными и, по большей части, уже известными фактами. В пятой же части есть четкий контраст взросления: атмосферный, персонажный, духовный… Книга стремительно превратилась из детской истории в ту, где восприятие событий уже гораздо глубиннее, метафоричнее и даже во многом ближе к нашему миру.

Будьте вместе, потому что ваша сила в единстве.

Я бы назвала Дамблдора автором лейтмотива истории, потому что объединение - повсюду. Книга становится плацдармом для дуэли добра и зла. Львиная доля событий происходит до школы, вне Хогвартса, определяя социальную канву общей истории. В штабе Ордена существует еще один мир, который наполнен одновременно как атмосферой правды, контроля, секретной информации и переживаний за дальнейшее будущее каждого, так и совершенно особенной позитивной, почти семейной атмосферой, которую скрашивают волшебный быт, кулинарные изыски миссис Уизли и близкие отношения родных людей. Многие из них в Ордене обрели свою отдушину, свой способ быть полезным, дать свой вклад в облегчение всеобщего бремени, но вместе с тем для Сириуса, например, Орден стал добровольным затворничеством, еще одной тюрьмой с немалыми бонусами, но все-таки тюрьмой. Так что у них нескучно, и периодически возникают конфликты относительно участия в Ордене Северуса Снейпа и относительно того, какова роль Гарри Поттера в ситуации — ребенка или все-таки взрослого. В этой схватке миссис Уизли с ее материнской позицией и Сириус - с отцовской были по разные стороны. На мой взгляд — одни из самых интересных сцен, потому как они показывают многогранность героев и рост конфликтов между взрослыми почти до вселенских масштабов, а значит, что положение очень серьезное.

С высоты n-нного прочтения книга в принципе заиграла для меня новыми красками и именно в этот раз открытием стали почти классические, очень качественные, уместные нотки антиутопии — вот где еще очевидно образование автора! Мир сужается, когда даже знакомые волшебники, объединенные одной целью, ведут себя, как незнакомые или малознакомые (четко по Оруэллу, ага). Все начинают играть в общую игру, подыгрывать, находясь под колпачком темных сил, подставляя себя и надеясь, что каждый верный, но рисковый шаг, приводит их к огромной победе, которая на деле получается пока очень двоякой. Я то и дело ловила себя на мысли, что, подобно Гарри, злюсь на ситуацию, на поведение Дамблдора, на порой откровенное, хоть и наигранное, безразличие окружающих, когда все время надо доказывать, почему достоин большего...И в этой способности все ощущать заново, читая книгу в очередной раз, зная все события наизусть — главная магия поттерианы. Иногда очень хочется, чтобы сюжет повернулся вспять, чтобы все изменилось вдруг: чтобы Сириус остался жив, чтобы Гарри никогда не узнавал, насколько они едины с самым ненавистным ему существом — Волдемортом, так много еще чтобы... Читаешь с полным погружением и ощущением, будто знаешь все и одновременно не знаешь ничего. Еще из новенького — персонажи. Почти все они играют новыми красками, раскрываются, становятся еще более настоящими, любимыми, нужными и сильными, а злодеи соответственно — еще более коварными, внимательными, расчетливыми… Враг внедряется уже непосредственно в школу, захватив власть всеми возможными методами. Все как бывает в жизни: министерский сотрудник профессор Амбридж навязывается в школу на уровне учителей, в последствии за любительницей розовых оттенков скрывается очень коварная и жестокая женщина — наверное, один из самых раздражающих персонажей, которая, сметая нечестным путем всех вокруг, становится верховным инквизитором, а потом и директором школы. Удивительно быстрый путь к вершинам, победа любой ценой — не просто победа, а победа зла и тьмы, а для того, чтобы она состоялась так, как состоялась, нужна была почва — почва из докладчиков и добытчиков, почва из любителей порассказать и подставить, выслужиться... На мой взгляд, это первое серьезное обострение ситуации в Хогвартсе непосредственно, со времен проникновения туда Сириуса Блэка.

Читатель, как водится, — посрединке, и порой кажется, что у той или другой стороны вот-вот все получится…В результате - очень захватывающая схватка, Роулинг просто мастер подкидывать новые детали, практически переворачивая все с ног на голову, переводя героев из второплановых на главные роли, причем очень естественно, как это случилось из Невиллом Лонгботтомом. Внезапно он становится тем, о ком могла бы быть написана волшебная история… Именно в пятой части начинается самая ключевая схватка, когда Волдеморт больше не скрывается, когда финальная битва происходит и происходит не где-нибудь, а в самом Министерстве магии, почти что на глазах у неверующих и прозревающих. И какая это битва! Без ограничений, без оглядки и жалости — с одной стороны, и битва наполненная самоотдачей, любовью и желанием защитить с другой. Сириус стал глобальной потерей не только для Гарри Поттера, но и для меня самой — я была ошеломлена и с внутренним вопросом: неужели это снова случилось? неужели так будет с каждым прочтением?! Последняя битва Сириуса Блэка была достойной битвой отца за сына; достойной битвой мужчины, отбывшего срок за убийство невиданной жестокости, которого он не совершал; это была битва человека освободившегося, пусть по такому страшному поводу, но выбравшегося из многолетней внутренней клетки и готового жестоко и одержимо заигрывать с собственной жизнью, сознательно пуская мимо себя смертельно-зеленые лучи Авады Кедавры из палочки Белатрисы — сестры, которая будет восклицать: Я-убила-Сириуса-Блэка-Я-убила-Сириуса Блэка!.. — именно вот так непрерывно, по-маньячьи гордясь убийством праведника-брата; это была достойная битва человека, который наконец-то снова обрел смысл жизни, обрел того, кого он обязан был защитить и отстоять любой ценой, любой.

Отправная точка наступила. Точка невозврата, точка невоообразимых потерь и усилий, точка, где даже самые мудрые волшебники впадают в отчаяние от того, что не знают, как будет лучше — сейчас или потом, ошибка уже сделана или?.. У доброго, мудрого и милого старичка в очках теперь незавидная роль, вышедшая из уровня подведения итогов, теперь Дамблдор говорит о вещах между жизнью и смертью, о вещах, неподвластных ему самому, даже ему, кого боится сам Волдеморт, о вещах, которые даже он не в силах изменить и исправить.

Юность не может знать, что думает и чувствует человек в старости. Но старикам нельзя забывать собственную молодость.

И в этот момент мне, едва ли не впервые за всю книгу, стало жаль Дамблдора, стали понятны его метания из стороны в стороны, его ощущение безысходности. Это очень страшно, когда такие могущественные и светлые люди испытывают чувство бессилия, и это значит, что весь волшебный мир стоит на пути бездорожья, на грани катастрофы… Так будет уже до самого конца, до седьмой книги. Все только начинается…

Я тут подумала, что для меня Джоан Роулинг — вообще феноменальная женщина и писательница, так выстроить свой собственный волшебный мир! Он идеальный, не в том принятом смысле, но в смысле общем, он доскональный. Ей удалось вывести само чтение на новый уровень своей историей, своими героями, своим образованием. Украинские издатели и сейчас справедливо считают, что именно поттероманы сделали ощутимый общий рывок в литературном мире во многих странах. И это семь книг! А еще, тетя Джоан — одна из тех немногих писательниц, что до сих пор знает и помнит все даты своего огромного волшебного мира…Культивирует его, подобно маме, как создательница и теперь уже созидательница Она для меня из тех, кто мастерски и душевно, очень трепетно владеет особым волшебством — сживаться со своими героями и не терять их никогда-никогда...

— После стольких лет?
— Всегда, — ответил Снейп.

Это о ней. Это о нас. О каждом из нас

Комментарии


-Господи помилуй! неужели восторженные фанаты сего чуда до сих пор не успокоились?!-спросила сюжетная дыра по имени Шмель.
-всегда!-ответил идиотский персонаж То-Хороший-То-Плохой.


Господи помилуй! неужели восторженные фанаты сего чуда до сих пор не успокоились?!-спросила сюжетная дыра по имени Шмель.-после стольких лет?*


То-Хорошиус-То-Плохиус)