Больше рецензий

patarata

Эксперт

эксперт-шмексперт

29 апреля 2018 г. 15:38

1K

4

Я очень хотела прочитать эту книгу, потому что я была на паре-тройке лекций Александра и мне понравилось (ну и еще у книги классная обложка, что уж тут). Проблема в том, что я не могу честно оценить книгу, потому что процентов 70 из нее я уже читала или слышала – я читала Сакса, Рамачандрана, Докинза, была на лекциях не только Александра, но и многих других лекциях, включая Судный день над гомеопатией. А про то, что нагие полушария при разделении перестают общаться и действуют, как два разных мозга, есть потрясающее видео (английский, но оно правда потрясающее).

Тем не менее, я все равно получила удовольствие от книги. Однажды я была на лекции, одной из главных тем которой было то, что после принятия научной точки зрения на мир становится очень скучно жить и как с этим справится. Я не могла понять этого, потому что мне кажется, что сама наука настолько потрясающа, что как может быть скучно? Наш мозг настолько сложно устроен, столько всего может и при этом может допускать столько ошибок! От того, что я знаю, что то, что в узоре на стене я вижу усатого мужика, называется апофенией, не мешает мне получать удовольствие от разглядывание узоров и нахождения там случайных изображений. Другое дело, что я точно знаю, что изображения там нет (и мужик со мной не заговорит). А еще я знаю, что при всем том, что я стараюсь критично относиться к миру, я тоже принимаю на веру и ошибаюсь в тысяче вещей. Некоторые я осознаю: я сажусь перед путешествием, хотя точно знаю, что это ни на что не повлияет, но все равно же делаю! Некоторые вещи я не регистрирую: я просто ленюсь их проверить.

Проблема в том, что наука – довольно скучная и тяжелая вещь. Поэтому продвижение ее – дело неблагодарное. Но отсутствие понятий о том, что подтверждаемо, а что нет, приводит к тому, что общество будет отвергать научные знания, потому что проще поверить в иные причины и следствия.

Мы уже не удивляемся, когда кто-то стучит в нашу дверь и предлагает поговорить о Боге. Зато вряд ли проповедник предложит обсудить квантовую механику. Потому что идеи квантовой механики отбирались в среде ученых по признаку достоверности и соответствия экспериментальным данным. У них не выработались характерные признаки вирусных идей. Квантовая механика не обещает вечной жизни и любви за распространение собственных постулатов или котла с раскаленным маслом за отказ поверить в нее. В уравнении Шрёдингера нет человеческой драмы, и оно не продиктовано горящим кустом.

Я верю, что если мы будем чаще проверять, а не верить, общество будет гораздо более здоровым и спокойным местом. И что тогда больше людей, заинтересованных наукой, будут ею заниматься.

P.S. Александр приводит в качестве примера апофении случаи, когда слышатся другие слова у песни. Посмотрите это видео (английский) для поднятия настроения.

Прочитано в рамках флешмоба Нон-фикшн

Комментарии


Наш мозг настолько сложно устроен, столько всего может и при этом может допускать столько ошибок!

Меня тоже это всегда поражает и восхищает. С одной стороны, кажется, что наше тело и все в нем совершенно, а с другой - столько ошибок, которые приводят к удивительным последствиям.


Вот да, столько лет эволюции, столько мы формировались, чтобы выжить, казалось бы, мы должны быть безупречны с такими-то усилиями природы (о, смотри, я природу очеловечиваю)), а в итоге буквально все может пойти не так. И некоторые вещи (как самостоятельные два полушария) просто взрываю мозг (каламбур специален).


наука – довольно скучная и тяжелая вещь

Разве?
А зачем же вы ходите на эти лекции? :)

Разумеется, ни Ньютон, ни Менделеев не обещали нас веселить, но мне наука кажется очень увлекательной. К сожалению, жизнь коротка и науки можно успеть воспринять только в популярном изложении, но это их единственный недостаток.


Наверно, стоило сформулировать эту фразу как "наука – довольно скучная и тяжелая вещь для многих". Мне наука кажется увлекательной (если исключить статистику). Но очень и очень многим не хочется или тяжело разбираться, как что устроено, поэтому люди начинают верить всему подряд. А отделить зерна от плевел не-специалисту вообще трудно. Поэтому я думаю, что такие книги (лекции, фильмы, передачи) важны, и что преподнесение трудных тем простыми словами - очень нужная вещь. Как вспомню уроки физики в школе, так дрогну, ведь такие интересные вещи так скучно рассказывали!


Да, такая формулировка намного удачнее :)

А по школьным учебникам я большим специалистом стал в последнее время :)
Видел электронный учебник неорганической химии -- это классная вещь! Выглядит как компьютерная игра и при этом имеет полное изложение курса, организованное по нескольким уровням сложности. И видел бумажный учебник химии органической: полная тоска. И при этом автор один и тот же :)))
Когда я учился в школе, ничего похожего на нынешний научпоп практически не было, поэтому учебники казались интересными. Я читал некоторые для собственного удовольствия.
В последнее же время (на самом деле уже давно) появилось много интересных книг на любую тему, поэтому учебники должны как-то меняться, соответствовать времени. Это трудно, но, надеюсь, сделают. Неорганическую химию сделали же.


Я как-то ради интереса искала интерактивные учебники-игры, там столько всего! У меня была первая учительницы по физике – от природы с даром, она с первого же урока завораживала физикой, читая стихи и показывая, как работает электричество, и умела объяснять так, что даже в нашей школе, специализировавшейся на языках, в которой, как следствие, точным наукам отводилась вторая роль, все с нетерпением ждали физики. К сожалению, она ушла на пенсию (уже давно положенную), отучив нас только год. А пришедшая на замену учительница, по моему мнению, сама не понимала физику. Я ходила на курсы по физике и математике, чтобы компенсировать второстепенную роль этих предметов в моей школе, вели их в основном преподаватели из МИФИ, и объясняли приближенно к институтской, а не школьной программе. Тоже, кстати, было несколько с даром достучаться. Так вот, я в школе начала как-то отвечать не по учебнику, а так, как объясняли на курсах, на что мне было сказано, что это неправильно, и влепили тройку (со словами, что это, конечно, двойка, но авансом, так уж и быть). Она же мне, кстати, на экзамене в школе подсказала неправильно формулу. Мне кажется, что сейчас, с обилием информации, учителя должны еще больше пытаться заинтересовать, дать эту тягу, которая потом и сама себя питает, ведь и правда есть столько отличных книг и учебников, что нужно только их открыть :) У меня вот биологии в школе в общем-то как будто и не было, бубнили что-то, а вот теперь восполняю пробелы чуть-чуть и жалею, что не было этого интереса тогда, когда выбирала, чему учиться. Может, это самообман, и никогда бы я не стала изучать мозг профессионально, но хотя бы знала, как это увлекательно.


У меня масса претензий к нашему образованию. Могу книгу на эту тему написать :))) Не буду: полагаю, уже написали -- и не одну.


Честно говоря, я не особо знакома с другими системами образования, но судя по всему, мало где есть какой-то в целом адекватный подход. Только местами :)


Я тоже не изучал ничего специально. Мои претензии к образованию чисто практического свойства.