Больше рецензий

24 апреля 2018 г. 11:01

2K

4.5

картинка missis-capitanova

Эх, страна моя родная, край загадок и чудес.
Где еще такое счастье, где еще такой прогресс!
Под одной огромной крышей и просторней и светлей,
Ни к чему нам дом отдельный, вместе жить нам веселей.

(Из песни "Коммунальная квартира" группы "Дюна")


Кто начинает читать цикл книг сразу с пятой, тот я! :) Если серьезно, то я не знала, что Дарья Дезомбре написала серию детективов о приключениях Марии Каравай и Андрея Яковлева, так как не принадлежу к большим любителям современной русской литературы, но мимо "Тени старой квартиры" пройти не смогла и привлекла меня именно "советская составляющая" этого повествования. Мой нюх меня не подвел - именно это мне больше всего понравилось в детективе. Главы, которые описывали приключения Маши и Ксюши, я читала быстро и без особого интереса, лишь бы прочитать и перейти скорее к описаниям событий и воспоминаниям из 1960 года... На мой вкус, я бы перекроила повествование - выбросила бы все, что касалось бы современности и сделала бы шикарный советсткий детектив! :)) Но я это я, а у автора другое видение сюжета и именно современные события дают толчок к тому чтобы Мария Каравай и Ксения Аверинцева с головой окунулись в события более чем пятидесятилетней давности...

Вы можете себе представить чтобы воспоминание о чем-то из Вашего прошлого могло довести Вас до сердечного приступа? Я - нет, а вот бабушка Ксении Аверинцевой вполне... Услышав от внучки новость о том, что она хочет приобрести квартиру, в которой ее бабушке довелось пожить некоторое время в 1960-х годах, старушка попадает с инфарктом в больницу, где в скором времени и умирает...

Что такого в этой квартире, что одно воспоминание о ней может свести человека в могилу? С виду - вполне обычное жилье. Квартирка площадью 180 квадратных метров в угловом доме через канал Грибоедова с кофейней на первом этаже. А выше – еще четыре, с большими окнами-эркерами и полукруглыми балкончиками, окаймленными изысканной железной вязью эпохи модерна. Когда-то принадлежала местной знати, а в советскую эпоху была национализирована и переделана в коммунальную квартиру...

В 1959-1960 годах в ней проживали семь семей. Абсолютно разных по своему воспитанию, происхождению, привычкам, наклонностям. Но тем не менее объедененных жилплощадью и поэтому вынужденных сосуществовать рядом и искать точки соприкосновения. С виду - все вполне нормальные, адекватные люди, но за дверью каждой отдельной комнаты скрывается свой маленький секрет. А может и немаленький. У кого как. Но в любом случае - тщательно оберегаемый от посторонних глаз...

Дальше...

Семья Бенидзе - Лала Звиадовна, Заза Отарович и их дочь Тамара. С виду вполне приличные люди: она - портниха в ателье «Смерть мужьям» на Невском проспекте, он - оперный певец Кировского театра. Дочка - школьница, умница и красавица. Но семью Бенидзе не очень любят жильцы. Вернее, даже не всю семью, а именно Лалу Звиадовну и не все жильцы, а конкретно женского пола. Уж очень она колоритная грузиночка. Уж очень провожает взглядом ее статную фигуру мужская часть коммуналки. Да и подать себя умеет, и одеться
с шиком может. А готовит - пальчики оближешь! Как можно жить рядом с такой и не чувствовать к ней ненависти? Особенно, если остальные жилички - раздобревшие, забросившие себя бабы, разрывающиеся между работой, домом, кухней, детсадом, очередями в продуктовых... Им в небо глянуть некогда, не то что прихорашиваться для мужа!

Семья Пироговых - Алексей Ермолаевич, Галина Егоровна и их дети Валера и Леночка. Муж и жена работают на рынке: он - мясник, а супруга - продавщица мясного магазина. Все соседи недолюбливают их, так как знают о том, что чета Пироговых подворовывает на работе, но упорно хранят молчание, ведь на общие столы на все праздники именно Пироговы добывают мясо и прочие мясные деликатесы. Именно Алексей Ермолаевич больше всех остальных кидает маслянные взгляды на Лалу Звиадовну, которые не укрываются от зорких глаз его жены. И это обстоятельство явно не добавляет дружеской атмосферы в квартире!

Семья Лоскудовых - Людмила Николаевна, работница ТЭС, и ее дети Колька и Алешка. Отец бросил семью ради другой женщины, поэтому матери приходится изворачиваться ради того чтобы хоть как-то прокормить два растущих мужских организма. Хотя гулящий отец и не отказывается помогать своим мальчишкам и деньгами, и продуктами, и подарками, но гордая мать и старший брат наотрез отказываются принимать эту помощь. В следствии чего и вынуждены искать дополнительный способ заработать. И не всегда законный...

Семейство Коняевых - Андрей Геннадьевич и Вера Семеновна. Союз врача и учительницы, которых жизнь лишила возможности почувствовать себя родителями. Особенно трудно дается им жизнь в коммуналке - вокруг все соседи обзавелись детьми и даже не могут по достоинству оценить какое это счастье... Правда, вскоре к ним наведывается внебрачный сын Андрея Геннадьевича семнадцатилетний Миша, но он скорее добавляет проблем, чем позволяет поиграть в счастливую семью.

Чета Аршининых. Анатолий Сергеевич, проводник на железной дороге, его супруга Зина, воспитательница детского сада, и их дочь Аллочка. Между мужем и женой разница в возрасте 23 года и все обитетели коммунальной квартиры недоумевают, что же она в нем нашла... Зина помешана на своей внешности. Ежедневные ритуалы по уходу за лицом, телом, вторым подбородком и волосами отнимают все ее время. Время, которое она могла бы посвятить своему ребенку. Могла бы, но не хотела бы. Аллочка для нее как навязчивая муха... Анатолий Сергеевич питает к девочке большую любовь, но жену упрекнуть в халатном отношении к воспитанию дочери боится... А вдруг найдет кого-то помоложе, покрасивее и уйдет?!

Хелемская Ксения Лазаревна - одинокая 70-летняя старушка, потерявшая во время Великой Отечественной Войны мужа, дочку и внучку. Именно ее семья до революции владела данной квартирой, а теперь она занимает лишь небольшую комнатушку, угол в которой делит с Ирочкой Аверинцевой - бабушкой нашей главной героини. В ту пору Ирочке всего 22, она недавняя выпускница Технологического института без гроша в кармане, с которой сердобольная старушка делится не только кровом, но и мебелью, бытовыми предметами и пищей.

Именно смерть Ксении Лазаревны рушит призрачную видимость того, что в отношениях жильцов все хорошо. Ведь в момент, когда умерла старушка, все домочадцы находились в квартире. А заключение судмедэксперта четко и ясно дает понять, что это была далеко не естественная смерть - Хелемскую отравили крысиным ядом. И все подозрения падают на Ирочку Аверинцеву, так как старушка неоднократно говорила, что оставит все свое нажитое именно ей. Но в далеком 1960 году милиция не смогла доказать ничью вину и дело было закрыто. Ирочка, негодуя от обиды за подобное обвинения, съезжает с квартиры и обрывает связи со всеми соседями. И не ирония ли судьбы, что именно эта квартира из миллиона продающихся в Питере приглянулась ее внучке?

Развязка меня шокировала. Как это мерзко и гнусно!

спойлер
В то время как миллионы советских граждан гибли на фронте, такая мразь как Аверинцев жил и творил чудовищные вещи в блокадном Ленинграде! И с кем - с ребенком!!! Ну почему милиционер во время его побега не выстрелил в него?! Зачем было за ним гнаться, если заведомо силы были неравные!!! Смерть через столько лет на болоте - это слишком просто и легко для такого куска дерьма!!! Я не понимаю, почему Ксения Лазаревна не сдала его, почему дошла со милиции, но в последний момент отказалась от своего намерения! Ведь если бы она вышла оттуда с сотрудниками милиции, если бы они устроили засаду у них на квартире, она осталась бы жива! Да что она! Остался бы жив Колька, который поплатился так глупо за то, что совал свой нос во взрослые дела...
свернуть

Очень печально, но тем не менее понимаешь, что такая история как эта вполне могла произойти в действительности. Не все те люди, кто жил в блокадном Лениграде, были людьми в полном смылсе этого слова...

Что касается Марии Каравай как детектива. Именно в этой книге она меня не впечатлила. Но я делаю скидку на то, что довольно сложно расследовать преступление, совершенное в 1960-м году, когда кое-кто постарался уничтожить все архивные записи, а большинство жильцов бывшей коммунальной квартиры уже умерли... Но некоторые ее действия говорят о невысоком профессионализме - например,

спойлер
когда противостояние между ними и Носовым вышло на финишную прямую и за ними по всему Питеру мотаются вооруженные головорезы, главная героиня не считает нужным позаботиться о каком либо оружии, хотя работает в милиции. Или, например, выбрасывание телефонов, которые прослушиваются. Зачем выбрасывать телефон, если можно избавиться от сим-карты? Ну ладно, даже если телефон выбросили, почему не позаботиться о том чтобы обзавестись новыми? А сцена с маяком, преследованием и побегом на катере вообще кажется какой-то ненатуральной. Как будто вырезанной и вставленной из фильма о Джеймсе Бонде.
свернуть

И еще - первое время я сильно путалась в обитателях квартиры. И если со взрослыми ещё хоть как-то разобралась, то с детьми вообще была беда. Во время чтения хорошо иметь шпаргалку кто есть кто и периодически с ней светятся. Короче, именно за эти огрехи я сняла 0,5 балла. Но в целом впечатление от книги положительное. Мне понравилось как пишет Дарья Дезомбре и возможно через какое-то время я вернусь к её детективам. И начну читать книги в нужной последовательности! ;))

Книга прочитана в рамках 1-го тура игры "KillWish"
10/30

Комментарии


Интересно)