Больше рецензий
24 апреля 2018 г. 11:01
2K
4.5
РецензияГде еще такое счастье, где еще такой прогресс!
Под одной огромной крышей и просторней и светлей,
Ни к чему нам дом отдельный, вместе жить нам веселей.
(Из песни "Коммунальная квартира" группы "Дюна")
Кто начинает читать цикл книг сразу с пятой, тот я! :) Если серьезно, то я не знала, что Дарья Дезомбре написала серию детективов о приключениях Марии Каравай и Андрея Яковлева, так как не принадлежу к большим любителям современной русской литературы, но мимо "Тени старой квартиры" пройти не смогла и привлекла меня именно "советская составляющая" этого повествования. Мой нюх меня не подвел - именно это мне больше всего понравилось в детективе. Главы, которые описывали приключения Маши и Ксюши, я читала быстро и без особого интереса, лишь бы прочитать и перейти скорее к описаниям событий и воспоминаниям из 1960 года... На мой вкус, я бы перекроила повествование - выбросила бы все, что касалось бы современности и сделала бы шикарный советсткий детектив! :)) Но я это я, а у автора другое видение сюжета и именно современные события дают толчок к тому чтобы Мария Каравай и Ксения Аверинцева с головой окунулись в события более чем пятидесятилетней давности...
Вы можете себе представить чтобы воспоминание о чем-то из Вашего прошлого могло довести Вас до сердечного приступа? Я - нет, а вот бабушка Ксении Аверинцевой вполне... Услышав от внучки новость о том, что она хочет приобрести квартиру, в которой ее бабушке довелось пожить некоторое время в 1960-х годах, старушка попадает с инфарктом в больницу, где в скором времени и умирает...
Что такого в этой квартире, что одно воспоминание о ней может свести человека в могилу? С виду - вполне обычное жилье. Квартирка площадью 180 квадратных метров в угловом доме через канал Грибоедова с кофейней на первом этаже. А выше – еще четыре, с большими окнами-эркерами и полукруглыми балкончиками, окаймленными изысканной железной вязью эпохи модерна. Когда-то принадлежала местной знати, а в советскую эпоху была национализирована и переделана в коммунальную квартиру...
В 1959-1960 годах в ней проживали семь семей. Абсолютно разных по своему воспитанию, происхождению, привычкам, наклонностям. Но тем не менее объедененных жилплощадью и поэтому вынужденных сосуществовать рядом и искать точки соприкосновения. С виду - все вполне нормальные, адекватные люди, но за дверью каждой отдельной комнаты скрывается свой маленький секрет. А может и немаленький. У кого как. Но в любом случае - тщательно оберегаемый от посторонних глаз...
Семья Бенидзе - Лала Звиадовна, Заза Отарович и их дочь Тамара. С виду вполне приличные люди: она - портниха в ателье «Смерть мужьям» на Невском проспекте, он - оперный певец Кировского театра. Дочка - школьница, умница и красавица. Но семью Бенидзе не очень любят жильцы. Вернее, даже не всю семью, а именно Лалу Звиадовну и не все жильцы, а конкретно женского пола. Уж очень она колоритная грузиночка. Уж очень провожает взглядом ее статную фигуру мужская часть коммуналки. Да и подать себя умеет, и одеться
с шиком может. А готовит - пальчики оближешь! Как можно жить рядом с такой и не чувствовать к ней ненависти? Особенно, если остальные жилички - раздобревшие, забросившие себя бабы, разрывающиеся между работой, домом, кухней, детсадом, очередями в продуктовых... Им в небо глянуть некогда, не то что прихорашиваться для мужа!
Семья Пироговых - Алексей Ермолаевич, Галина Егоровна и их дети Валера и Леночка. Муж и жена работают на рынке: он - мясник, а супруга - продавщица мясного магазина. Все соседи недолюбливают их, так как знают о том, что чета Пироговых подворовывает на работе, но упорно хранят молчание, ведь на общие столы на все праздники именно Пироговы добывают мясо и прочие мясные деликатесы. Именно Алексей Ермолаевич больше всех остальных кидает маслянные взгляды на Лалу Звиадовну, которые не укрываются от зорких глаз его жены. И это обстоятельство явно не добавляет дружеской атмосферы в квартире!
Семья Лоскудовых - Людмила Николаевна, работница ТЭС, и ее дети Колька и Алешка. Отец бросил семью ради другой женщины, поэтому матери приходится изворачиваться ради того чтобы хоть как-то прокормить два растущих мужских организма. Хотя гулящий отец и не отказывается помогать своим мальчишкам и деньгами, и продуктами, и подарками, но гордая мать и старший брат наотрез отказываются принимать эту помощь. В следствии чего и вынуждены искать дополнительный способ заработать. И не всегда законный...
Семейство Коняевых - Андрей Геннадьевич и Вера Семеновна. Союз врача и учительницы, которых жизнь лишила возможности почувствовать себя родителями. Особенно трудно дается им жизнь в коммуналке - вокруг все соседи обзавелись детьми и даже не могут по достоинству оценить какое это счастье... Правда, вскоре к ним наведывается внебрачный сын Андрея Геннадьевича семнадцатилетний Миша, но он скорее добавляет проблем, чем позволяет поиграть в счастливую семью.
Чета Аршининых. Анатолий Сергеевич, проводник на железной дороге, его супруга Зина, воспитательница детского сада, и их дочь Аллочка. Между мужем и женой разница в возрасте 23 года и все обитетели коммунальной квартиры недоумевают, что же она в нем нашла... Зина помешана на своей внешности. Ежедневные ритуалы по уходу за лицом, телом, вторым подбородком и волосами отнимают все ее время. Время, которое она могла бы посвятить своему ребенку. Могла бы, но не хотела бы. Аллочка для нее как навязчивая муха... Анатолий Сергеевич питает к девочке большую любовь, но жену упрекнуть в халатном отношении к воспитанию дочери боится... А вдруг найдет кого-то помоложе, покрасивее и уйдет?!
Хелемская Ксения Лазаревна - одинокая 70-летняя старушка, потерявшая во время Великой Отечественной Войны мужа, дочку и внучку. Именно ее семья до революции владела данной квартирой, а теперь она занимает лишь небольшую комнатушку, угол в которой делит с Ирочкой Аверинцевой - бабушкой нашей главной героини. В ту пору Ирочке всего 22, она недавняя выпускница Технологического института без гроша в кармане, с которой сердобольная старушка делится не только кровом, но и мебелью, бытовыми предметами и пищей.
Именно смерть Ксении Лазаревны рушит призрачную видимость того, что в отношениях жильцов все хорошо. Ведь в момент, когда умерла старушка, все домочадцы находились в квартире. А заключение судмедэксперта четко и ясно дает понять, что это была далеко не естественная смерть - Хелемскую отравили крысиным ядом. И все подозрения падают на Ирочку Аверинцеву, так как старушка неоднократно говорила, что оставит все свое нажитое именно ей. Но в далеком 1960 году милиция не смогла доказать ничью вину и дело было закрыто. Ирочка, негодуя от обиды за подобное обвинения, съезжает с квартиры и обрывает связи со всеми соседями. И не ирония ли судьбы, что именно эта квартира из миллиона продающихся в Питере приглянулась ее внучке?
Развязка меня шокировала. Как это мерзко и гнусно!
Очень печально, но тем не менее понимаешь, что такая история как эта вполне могла произойти в действительности. Не все те люди, кто жил в блокадном Лениграде, были людьми в полном смылсе этого слова...
Что касается Марии Каравай как детектива. Именно в этой книге она меня не впечатлила. Но я делаю скидку на то, что довольно сложно расследовать преступление, совершенное в 1960-м году, когда кое-кто постарался уничтожить все архивные записи, а большинство жильцов бывшей коммунальной квартиры уже умерли... Но некоторые ее действия говорят о невысоком профессионализме - например,
И еще - первое время я сильно путалась в обитателях квартиры. И если со взрослыми ещё хоть как-то разобралась, то с детьми вообще была беда. Во время чтения хорошо иметь шпаргалку кто есть кто и периодически с ней светятся. Короче, именно за эти огрехи я сняла 0,5 балла. Но в целом впечатление от книги положительное. Мне понравилось как пишет Дарья Дезомбре и возможно через какое-то время я вернусь к её детективам. И начну читать книги в нужной последовательности! ;))
Книга прочитана в рамках 1-го тура игры "KillWish"
10/30
Комментарии
Интересно)