Больше рецензий
22 апреля 2018 г. 18:15
303
4 Слишком много букв
РецензияРусский живописец, имя которого известно не только в нашей стране, но и за её пределами. Его картины "Тройка", "Проводы покойника", "Охота на привале", "Рыболов" и многие другие известны каждому чуть ли не с раннего детства.
Выдающийся художник своего времени на века запечатлел на своих полотнах и простых крестьян, и известных деятелей науки и искусства. На страницах книги читатель сможет познакомиться с лучшими работами Перова и увидеть, насколько живописец тщательно выписывал характеры персонажей своих картин и обстановку, стремясь достичь потрясающей индивидуальности и самобытности своих работ.
Детство. Маленький Василий Григорьевич Перов (тогда ещё просто Вася) очень рано научился читать и писать. Он обучался у местного дьячка, который за успехи в чистописании прозвал его Перовым. Впоследствии это прозвище было принято художником в качестве фамилии.
Интерес к живописи Перов проявил в девятилетнем возрасте, а его родители, в свою очередь, поощряли его увлечение. Проучившись три года в уездный училище Арзамаса, в 1846 году Перов поступил в известную художественную школу А. В. Ступина, которую он так и не закончил из-за конфликта с товарищами.
Обучение в училище. В 1853 году он поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда лет этак через двадцать поступит и Исаак Ильич Левитан. Через некоторое время Перов из-за бедственного материального состояния едва не бросил училище, и в это нелегкое время ему помог Егор Яковлевич Васильев, а также его друзья-соученики, Шишкин и Прянишников, с которыми Перову приходилось по очереди носить одну шубу. Несмотря на все трудности, он продолжал учиться.
"Проповедь в селе" - дипломная работа Перова, благодаря которой в 1861 году он получил Большую золоту медаль и командировку за казенный счёт.
Картина <Дилетант>> явно выделяется среди работ художника по своему внутреннему исполнению. Полотно, в отличие от других сатирических произведений автора того времени, проникнутом добрым, насмешливым подтекстом.
Стоит отметить, что при написании картины "Дилетант" мастер использовал нетрадиционную для него цветовую гамму: вместо преобладания желтовато-зеленоватых тонов основное место занимают темно-фиолетовые. Считается, что Перов сделал это намеренно, чтобы выделить данное произведение среди других сатирических и глубоко психологических картин.
Поездка в Европу. В начале 1863 года Василий Григорьевич отправился в заграничную командировку. Перов постели Германию, а затем Францию. За полтора года, которые он провёл в Париже, были созданы небольшие этюды, наиболее характерные из которых - "Слепой музыкант", "Савояр" и "Шарманщик".
Возвращение в Россию. В 1864 году Перов досрочно возвратился в Москву. Художник считал, что невозможно писать картины из жизни людей, не зная жизни страны.
Василий Григорьевич, подобно многим молодым и образованным людям, напитавшимся духом национально-освободительного движения, мечтал вырваться из прошлого мещанского быта, неотъемлемым элементом которого была Церковь. Перов был не против веры, а против бюрократического аппарата, где царствовали взяточничество, тщеславие и корыстолюбие.
1860-ые годы по праву считаются периодом расцвета творчества Перова. В своих новых картинах художник делаешь акцент на Драматические коллизии, которых слишком много в современной социальной действительности.
Звание академика. В 1866 году он получил звание академика. Лучшие произведения этого периода: "Утопленница", " Последний кабак у заставы", "Тройка. Ученики-мастеровые везут воду".
Хотелось бы написать о "Утопленнице". Данное произведение глубоко затрагивает чувства зрителей, ведь картина сквозь призму трагичных обстоятельств показывает бездушное отношение людей к происходящему.
Изображенная на полотне утонувшая молодая девушка вызывает искреннее сочувствие. Загубленная напрасно молодая жизнь и холодное равнодушие жандарма, его безразличное отношение к случившемуся как к прозаическому событию порождают резкое недоумение.
Для создания как можно более правдоподобного образа утопленницы художник искал модель в городском морге. Во время своих поисков он обнаружил тело несчастной молодой натурщицры, которую несколько лет назад его учитель Е.Я. Васильеву искал натурщицу для создания образа Богородицы. Девушку они нашли в публичном доме. Но когда она узнала, кого с нее пишут, устроила грандиозную сцену: «Как же можно с меня, — рыдала Фанни, — изображать лик Пречистой Девы Марии!». Больше Фанни не приходила…
В своей картине Перов стремился передать не столько проблему социальной несправедливости, сколько внутренние качества человека, в данном случае его безнравственность, невежество, равнодушие, безразличие и неверие.
Звание профессора . В 1870 году художник закончил работу над картиной "Птицелов", за которую ему присвоили звание профессора. Этот же год был самым тяжёлым в личной жизни Перова: в один год у него умерли жена и двое старших детей. В живых остался один младший сын. Боль утраты забрала у художника все силы. Казалось, он потерял веру в жизнь. Спасти могли только друзья, природа и редкие светлые воспоминания.
Расцвет творчества Перова. Период 1870-ых привнес некоторые изменения в творчестве Перова. Он обратился к портретному жанру. У Перова есть много прекрасных портретов. Всех их не упомянуть, места не хватит, но больше всего мне понравился портрет моего любимого писателя - Ф. М. Достоевского.
Портрет Перова русского писателя Ф. М. Достоевского Крамской назвал одним из лучших портретов русской школы живописи. Данный портрет создавался в то время, когда Достоевский работал над романом "Бесы".
Психологических драматургия произведения - контраст между сосредоточенным, застывшим лицом и крепко сплетенными пальцами рук. Кажется, что они помнят кандалы... Дело в том, что за участие в революционном кружке Буташевича-Петрашевского Достоевский был пригоден к смертной казни, которую в последнюю секунду заменили четырёхлетней каторгой в Омске.
Супруга писателя, Анна Григорьевна, говорила, что Перову удалось уловить минуту творческого раздумья писателя. Кажется, Фёдор Михайлович как бы "в себя смотрит".
Галерея образов. Перов стал одним из организаторов Товарищества передвижных художественных выставок. С 1871 года Перов преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Его ученикам были художники М. Н. Не сторон, А. П. Рябушкин, И. И. Левитан, братья Коровины.
За годы работы Перов создал целую галерею портретных образов; современники говорили, что ему, как никому другому, удавалось передать настроение модели и настроение.
А как мне понравилась картина "Голубятник"! Сколько в ней красоты, умиротворения и в то же время вопиющей силы и молодости, радости жизни.тсколкьо чувств и ощущений! А все из-за одной картины, где молодой человек увлеченно занимается своим любимым делом, а птицы то летают, то мирно сидят в своем домике.
Последние годы. <Ты не художник, если не затронешь тему религии в своих картинах>>, - думал, наверное, Перов. Может, именно поэтому он искал вдохновения в христианстве, в частности в Евангелии. Перов полагал, что в христианской культуре и истинной вере он сможет найти ответы на вопросы несправедливого устройства общества.
Нельзя не упомянуть "Снятие с креста". Смотря на эту картину, трудно унять дрожь. Даже небо стало алым... Кажется, что работа не завершению ибо все как-то прозрачно и местами где-то недорисованно. Но кто знает, возможно, так автор и планировал.
Василий Григорьевич Перов умер 29 мая 1882 года в возрасте 49 лет от туберкулеза. Умер... Но частичка его души осталась в каждой из его полотен.