Больше рецензий

21 апреля 2018 г. 20:52

2K

4

Если охарактеризовать эту работу двумя словами, то это будут слова "педагогика" и "эзотерика". Сначала Рудольф Штайнер в общих чертах рассказывает о своём антропософском учении, о возможности раскрытия у человека сверхспособностей - правда, в его случае это не сверхспособности, а самые обычные навыки, ведущие за границы материального мира, доступные любому, кто готов их развивать. С материальным миром и материалистами в частности у него отдельный разговор, это вообще главные враги антропософии, порождающие скептицизм, который мешает развиваться "духовной науке". Да и в целом, материалистический взгляд на мир создаёт скованность и нежелание развиваться в направлении чего-либо непривычного.
Антропософское строение человеческого существа сильно напоминает (из того, что я читала) романы Лобсанга Рампы, к которому у меня самой возникла крайняя предубеждённость. Поэтому воспринимать такие понятия как астральное тело, эфир, жизненная энергия и проч. - непросто, но я стараюсь. Главное - это уяснить, что существо ребёнка, которого собирается воспитывать читатель этой брошюры, неоднородно, оно не есть чистая физика, оно даже не психофизично, а гораздо более сложное. И вот, отталкиваясь от трехчастного сочленения человека, учитывая также его "Я" (это, как я понимаю, достаточно абстрактное наименование, которое отвечает за сознание самого себя в качестве личности), Рудольф Штайнер предлагает свою собственную воспитательную методику, которая входит в состав духовной науки как одна из её дисциплин. Основная идея заключается в том, что жизнь человека состоит из последовательных семилеток (вспоминаем подобное представление у древних греков), поэтому нужно сосредоточиться на первых трёх периодах жизни взрослеющего человека - то есть от рождения до 21-го года. Каждому семилетнему этапу соответствует раскрытие физического-эфирного-астрального тел, а значит - у каждого из этих этапов свои особенности. Не стоит их пересказывать, но нужно заметить, что все они очень похожи на классическую педагогику. Так что подобное воспитание имеет смысл, а вот с учением о неоднородности тела я бы притормозила пока. Надо будет почитать другие работы Рудольфа Штайнера, тем более что у него есть очень интересные рассуждения о христианстве в русле антропософии.