Больше рецензий

majj-s

Эксперт

без ложной скромности

20 апреля 2018 г. 07:26

765

5 Когда Адам пахал, а Ева пряла

Трудно сказать, что именно подвело Ивана Николаевича – изобразительная ли сила его таланта или полное незнакомство с вопросом, по которому он собирался писать, – но Иисус в его изображении получился ну совершенно как живой, хотя и не привлекающий к себе персонаж.
"Мастер и Маргарита" Булгаков.

Кристофер Мур не Иван Бездомный и со всем, о чем берется писать, знаком отменно. А когда источники информации отсутствуют, воссоздает и моделирует реальность, в которой мог бы действовать его герой, со всем возможным тщанием подходя к проработке деталей. Две тысячи лет мир живет с историей Иисуса из Назарета, взошедшего на крест за наши грехи, а его детство - тайна для нас за семью печатями и никто не интересуется; а что было между вифлеемской звездой, дарами волхвов, поклонением пастухов и странствованиями Спасителя, описанными в Евангелиях? Ну, потому что бесполезно интересоваться, кабы было что, так уже давно нашли бы и рассказали, а на нет и суда нет.

Но все мы родом из детства, разве нет? А о Христе рассказывают так, словно он сразу после рождения упакован был в коробку, где хранился до тридцатилетия . Чем дышал, о чем мечтал, с кем дружил ребенком, в кого влюблялся подростком, какие глупости совершал в юности. Ты о Сыне Божьем сейчас говоришь, окстись! Ну и что? Он еще и Сын Человеческий, а значит, ничто человеческое Ему не чуждо. На самом деле, причина в смене астрологических эпох, которая происходит со всеми нами прямо сейчас, исподволь начиналась полтора века назад, когда люди получили возможность не только трудиться в поте лица своего ради куска хлеба, но обрели толику досуга. Я сейчас о простых людях, которых всегда на порядок больше аристократов, поколениями практики научившихся транжирить время с тем же бездумным изяществом, с каким тратили деньги.

И мы стали задумываться о таких вещах, о которых прежде и в голову не приходило помыслить. А тут еще дедушка Фрейд со своей фиксацией на детских психотравмах; и качественный скачок в информационных технологиях, подаривший возможность обмениваться мыслями едва знакомым и вовсе незнакомым людям в разных концах света. И почти неощутимо эпоха Рыб отступает в прошлое, а с ней время ортодоксальных монотеистических религий, символом одной из которых рыба всегда была. Отходит с рыбьей мутью, равно до пускающей проповедь Любви и убийства за Веру. Водолей - самый человечный и повернутый к человеку из знаков зодиака. И следующие две тысячи лет наи придется учиться быть людьми.

Ну вот об этом Кристофер Мур и написал в "Агнце". О том, каково это. от рождения знать, что ты пришел в мир с миссией, а ведь никто не спрашивал тебя, захочешь ли взвалить на себя ее бремя. Но ты Человек и будешь идти назначенным путем, стремясь стать во всем как можно лучше и приготовиться к принятию чаши со всем возможным достоинством. А в придачу (отчасти для того,чтобы жизнь совсем уж малиной не казалась,но главным образом потому, что полезно иметь папу на самом верху) тебе дан будет спутник, в котором гротескно отразятся пороки и соблазны. коих станешь избегать в собственной жизни. И человек этот будет твоим преданным другом все отведенное вам время. А дружба, господа, это уже добродетель Водолея; для Рыб в приоритете любовь. И разного рода фрики, кстати, тоже водолейская вотчина. Ну,потому что фриковатости в Шмяке с избытком. Что не мешает ему быть безумно обаятельным и живым персонажем.

А что же Джошуа? И он, конечно, Мур иначе не умеет. Но он Культурный герой, а Шмяк Трикстер, плутовские романы испокон веку интереснее назидательных. И мне, читателю. безумно понравилось странствие друзей. взыскующих Знания, последовательно ведущее их к трем волхвам, предсказавшим рождение Мессии. Ну, помните это:

За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
... Все злей и свирепей дул ветер из степи...
... Все яблоки, все золотые шары.


Отличная книга. Спасибо за роман, спасибо за перевод.

Комментарии


Рада, что тебе "Агнец" тоже понравился! ))))


Да, спасибо, Ир, помню, что ты о нем хорошо говорила.


Лучше бы вы автора стихов указали. МиМ и так все знают, а Пастернака... Яндекс, разумеется, помогает, спасибо ему :)
А насчёт Ивана Бездомного есть свежий неординарный взгляд от Магистра Игры. После этого даже захотелось под новым углом вчитаться в МиМ.


Вы меня прям пугаете, Магистр Игры, это как у Гессе В Бисере?
С телефона не открывается ссылка, завтра посмотрю.

Живого сознательно, его не только худо знают, но отчего-то считают хорошим тоном ругать: Не читал, но осуждаю. А ведь роман гениальный и для меня на одном уровне с МиМ.


Я не читал и не осуждаю :)
А кино посмотрите, его продолжительность всего 25 минут. Под псевдонимом Магистра Игры [не то чтобы] скрывается Владимир Борисович Микушевич, человек несомненно очень умный, жаль только он почти все свои идеи в конце концов сводит к Иисусу.


Посмотрю. А вам Живого читать не предлагаю, все одно откажетесь, да и не про вас книга.


Это точно :)


Фу, блин, телефон наредактировал "Живаго", а я не заметила, стыд какой.
Почему этот человек а-ля Толстой?


Он не то чтобы Толстой, он толстый. Я имею в виду том.
Да вы и сами знаете, что эта книга не про меня :)


Я о том человеке. который дерзнул присвоить звание Магистра игры (хотя "Игру в Бисер" вы ведь тоже наверно не читали?), обрядился в красную косоворотку, отрастил бороду и несет невероятную чушь. И все это называется "Культурой"


"Игру в бисер" читал. К этой книге у меня есть определённые претензии.
Насчёт чуши спорить с вами не буду. Скажу только, что не разделяю такого мнения.


Это не за тем, чтобы обидеть. И то, что я скажу сейчас,не для дискуссии, но есть ряд ключевых моментов, которые я не могу проигнорировать. Прошу вас воспринять то, что я скажу, именно в этом ключе. Это категорический императив, которому не могу противиться. Как раз в толстовском ключе "Не могу молчать"

1. Игра в гессевском смысле (каковы бы ни были ваши личные к роману претензии) предполагает от Мастера, а тем более - от Магистра умение оперировать сведениями из разных, порой диаметрально противоположных областей науки, искусства, культуры; проводить параллели. искать трудноуловимые внутренние связи и делать их очевидными как при сильном увеличении или под направленным.лучом прожектора. Игра - это изящество, смелые и неожиданные повороты, красота в обыденном. И в конечном итоге - обогащение каждого из начально существующих объектов. Игра - это увеличения смысла и связности всего в мире. Это то, что сделали вы, показав мне книгу Awakening и свою рецензию на нее. Это то, что в меру положенного в меня небольшого таланта постоянно делаю я. Голословно обвинить роман, представляющий значительную лучшую часть гениального литературного произведения в слабости и литературных красивостях, прикрывающих отсутствие смысла, а его героиню в ходульности и безжизненности - это не игра. Это любовь к ловле рыбы в мутной воде. Кстати, о лимбе, первом круге Дантова ада, куда ведущий помещает Мастера и Маргариту. На самом деле первый круг у Данте - это место, где ветер и любящие не могут встретиться, их все время относит друг от друга. Он там говорил еще и об "Улиссе", как о романе, завершившем литературу, я не спорю, но джойсов "Улисс", вопреки утверждению этого человека, лишь весьма приблизительное и декоративное переложение гомерова. Для того, чтобы с таким апломбом утверждать, что это едва ли не дубль два, нужно ориентироваться на аудиторию, не имеющую представления о структуре романов и не владеющую средствами сопоставления.


Я вообще не обидчив :)
У меня другое мнение как об Игре в гессевском смысле, так и о Микушевиче. Об Игре я уже написал. О Микушевиче напишу, если прочитаю какую-нибудь из его книг, что вряд ли случится скоро :)


Я тоже написала об Игре, для меня это очень значимая книга. Понимаю, что я не самый удобный собеседник.


Хочу поговорить с вами об этой программе. Как выберете время, буду рада. А что до ходульности и нежизненности образов Маргариты и Мастера, то у меня на это диаметрально противоположный взгляд. Настолько, что увидела в обоих мощное воплощение архетипических черт.