Больше рецензий

mariya_mani

Эксперт

Любитель радостных книг

18 апреля 2018 г. 16:55

789

2 «— Как вам книга? — Да никак!!»

Необычная книга, вот с чего мне хочется начать рецензию, — необычная вот почему: «Рассказ о тех, кто внес вклад в эту книгу, надо обязательно начать с того, как мой муж, Дмитрий, и его семья приняли меня в свою жизнь на пять лет, пустившись в опасное предприятие — делиться с писателем своими рассказами и своими историями, и за это я благодарна им сверх всякой человеческой меры. Это было самое необычное, что случилось в моей жизни: слушать их сказки и шутки и быть приглашенной в их мир. Эта книга взошла из этой плодородной почвы, особенно благодаря Дмитрию, который кроме того, что действовал как живой англо-русский словарь и кладезь бесценных сведений, был первым, кто прочитал мне сказку о Марье Моревне и Кощее Бессмертном, что привело к вечному вопросу: «Подожди, как это? Почему он прикован в ее подвале?..»
Я не случайно начала свой текст именно с этой цитаты, ведь автор берёт за основу своей книги знакомую нам с детства сказку о Марье-Моревне и Кощее Бессмертном и накладывает её на историю Петербурга XX-го века: сначала перед нами виднеются (именно намёками, небольшими штрихами) картины царской России, затем на смену приходит Белая гвардия и завершает картину Красная армия.

Мы знакомимся с историей (опять же, только намёками, автор практически не расписывает предысторию своих героев) семьи Марьи, узнаём, что у неё три старших сестры: Ольга, Татьяна и Анна.

Новый, непривычный взгляд на нашу русскую сказку. Непривычный настолько, что поначалу теряешься, путаешься и мечтаешь поправить автора, когда она лёгкими мазками кисти рисует картины советского Петрограда. Причём рисует так, что нам, русским, поначалу приходится привыкать к иностранному взгляду на отечественную историю. Но эта история здесь только фоном, набросками. Как набросками проходит и блокада Ленинграда.

В целом же, странная книга получилась у автора: с одной стороны — это сказочные персонажи со своими (грубо говоря) разборками, волшебным миром, полным всяких странностей (перечислять не буду, так как слишком многому мне пришлось удивляться). Да ещё и к тому же Кэтрин Валенте смешала в своей книге не одну сказку, а несколько, — я заметила среди персонажей гоголевского Вия; Алконоста, — «в русском искусстве и легендах райская птица с головой и руками девы»; домовых; жар-птицу; не раз упоминается в книге творчество Александра Сергеевича Пушкина, но я не поняла, для чего, — вроде бы из-за того, что Марья в самом начале романа читает Пушкина, а не книгу по магии.

И эти персонажи, их поступки интересны, но постепенно эти персонажи начинают утомлять, заставляя пролистывать сказочные, мифические страницы, наполненные то колдовством, то разборками героев между собой. Вот вроде умом понимала, что раз сказка о Петербурге, значит, должна мне обязательно понравится! На деле же оказалось, что книжка на один раз…

Смешение сказки и правды должно было бы сделать из истории конфетку с красивой обложкой, но не получилось, увы. То, что получилось я не стану рекомендовать к прочтению знакомым: книга затянута, герои (все) вялы; сюжет не увлекает настолько, чтобы забыть обо всём на свете, наоборот, — он навевает тоску. Смешение сказки и реальности, истории Петербурга сделало бы для меня книгу необыкновенно интересной, но это не произошло…

Если же остановиться на миг на истории самого Петербурга-Петрограда-Ленинграда, то город вышел не живым и полным сил и красоты, а заставшей театральной декорацией, которую автор меняет как ей вздумается. Причём меняет так тихо, так просто, как будто данная декорация не весит ничего. Город выступает только фоном, хотя в благодарностях автор пишет, что благодарна сотрудницам Музея блокады Ленинграда, рассказавшим ей о днях блокады. Как-то не верится в эти рассказы, не потому, что блокады не было (не подумайте так, пожалуйста!! была, знаю!), — не верится потому что блокада здесь только фоном, набросками, как нечто так, бывшее, но не особенно важное. Зачем же тогда (или это издатели придумали?) в аннотации написано, что блокада Ленинграда решит для Марьи Моревны всё? Ничего она не решит, как проблемы в личной жизни героини были, так и остались.

Даже на обложке купол Исаакиевского собора на втором плане, как незначительная деталь интерьера, а на первом плане — сказка, с причудливыми, подкупающими масками и непонятной героиней. Обложка подкупает, и именно из-за неё оценка «двойка», содержание книги для меня на твёрдую единицу…

Я написала, что герои, все без исключения вялы, и теперь пройдусь вкратце по главным, — Иванушке, Марье Моревне и Кощею Бессмертному. Я не буду вдаваться в детали, так как я этих деталей не нашла. Итак, по сути.

Марья Моревна, родилась ещё до революции в Петербурге, и у неё 3 старших сестры (я об этом писала в самом начале рецензии), есть мать, которая носила Марью 9 месяцев, а про отца буквально пара фраз в самом начале (да и то, эти фразы касаются замужества старших дочерей) — и не написано, что с ним было дальше. Марью юной (ей было, если не ошибаюсь, то ли 16, то ли 18) забрал с собой Кощей Бессмертный. Вы думаете в жёны? Да щаз! В любовницы для начала, и лишь намного позже они поженились, а под конец книги и дочку вроде бы родили. Марья оказалась для меня никакой, есть и всё; хотя по замыслу книги главная героиня и всё вертится вокруг неё. Но читать историю этой женщины неинтересно, в ней нет ни огня, ни души… Вот вроде бы жила такая героиня на свете, что-то делала, любила вроде, но вместе с тем, для меня точно, как будто героини и не было вовсе.

То же самое (никак для меня) я могу сказать и об Иванушке и Кощее. Никакие, серые, блёклые. Можно было бы написать хотя бы пару слов об этих мужчинах, но у меня не выходит и эта пара слов… Вроде были, делали что-то, говорили, воевали (Кощей), жили. Но, говоря проще, — они два персонажа похожи на картонные декорации.

…А роману, между тем, дали пару премий. За что, объясните пожалуйста?!!

Рецензия на книгу Бессмертный