Больше рецензий

sartreuse

Эксперт

Крупная коллекция редких дракул

15 апреля 2018 г. 11:30

3K

4 Все его персонажи больны

ほとばしる熱いパトスで 思い出を裏切るなら

Я поняла, что могу вечно смотреть на возвышающихся над горизонтом светящихся гигантов, которые заняты какими-то лишь им ведомыми делами. Если найдете такое, обязательно дайте знать, но манга NGE — не совсем оно.

("Хранители", наверное, самое близкое к такому раскладу, что я пока видела. Привет, доктор Манхэттен)

"Neon Genesis Evangelion" — это легендарная серия произведений в жанре меха о подростках, которые спасают мир, пилотируя огромных боевых роботов. Очень быстро эта история обрастает евангелическим и каббалистическим символизмом, демонстрируя, что бои роботов с пугалами ангелами здесь — вовсе не главное. Ёсиюки Садамото потребовалось 19 лет, чтобы выкатить собственный вариант концовки "Евангелиона"; а тем временем аниме-сериал Хидеаки Анно успел обрести культовый статус и даже получить альтернативную версию в виде фильмов-ребилдов, выход которых тоже успел неумолимо затянуться. "Ева" никак не хочет заканчиваться, куски пазла не падают на нужные места, и каждый вариант конца приводит меня в тихую ярость. Наверное я просто хочу, чтобы Синдзи хотя бы в одной из них проявил характер и завершил комплементацию. Очевидно же, что его мир должен закончиться как всхлип. Впрочем, для этой версии Синдзи подобный исход уже не так очевиден.

В отличие от аниме, у Синдзи в манге есть характер, внутренний стержень и пытливый ум. Он, конечно, избегает открытых конфликтов (это отчетливо показано во флэшбеках), но не боится их, когда больше ничего не остается. Он может дать отпор хоть Тодзи, хоть Мисато, хоть собственному безумному папаше. Да, тут ему снова ужасно плохо, он сползает в черноту, но все же барахтается; его депрессия не сидит в нем изначально — она накатывает волнами, постепенно круша его целостность. Именно как литературный персонаж Синдзи здесь хорош и легко вызывает сопереживание, в том числе потому, что поступки его оппонентов куда более оправданы — или, как говорится, объяснены и разжеваны. Ничего, евангелион жуют уже двадцать лет и все никак не проглотят, это хрящ, который под силу только челюсти светящегося гиганта.

Персонажи Рей и Аски упрощены и выровнены, и поэтому обе девочки в манге предстают более человечными. Рей уже не настолько кукла, а Аска — не совсем лесной пожар. Если в аниме их отношения представлялись постоянно замыкающей электрической цепью, то здесь у них получается даже какое-то подобие команды. Им, конечно, приказали дружить, но каждый смог привнести в эти навязанные отношения что-то свое. Сюжет манги больше концентрируется на Синдзи, и Аске оставили всего пару граней ее взрывной личности, может быть, и к сожалению. Обнаженки немало, а вот фансервиса меньше (так вообще бывает?), и поэтому голая натура будто бы играет не столько роль приманки для читателя, сколько демонстрирует разницу в осознании разными персонажами собственной телесности. Этот мотив достаточно важен в произведении, где угроза лишиться тела абсолютно реальна, и прописан он весьма неплохо.

На удивление удался персонаж Кадзи. В аниме он промелькнул так быстро, что я успела только подумать "кто это" и "куда он делся", когда смотрела в первый раз. Здесь ему добавили истории, и это придало ему жизни и объема. Жаль, что в манге так мало внимания уделяется Второму Удару и его последствиям (и изображению светящихся гигантов, да-да), нет даже рассказа Мисато о печально известной экспедиции в Антарктиду. Но сама Мисато хороша во всем, ее персонаж — настоящая находка во всех версиях "Евангелиона". Она прекрасно выписана и сконструирована, и, несмотря на чудовищную историю всей ее жизни, мотивация ее поступков остается неизменной и прочной, как сталь. Именно она остается собой от начала до конца, совершеннейшее диво — буквально через пару строк я объясню почему. Каору в манге совершенно монструозен, зато его история тоже получает чуть больше развития, событий и выводов, а также потрясающе жестокий рефрен (дурного обращения с котиками я не прощаю никому и никогда).

В персонажах заключается, наверное, самое большое отличие манги от аниме, основные события обоих произведений по большей части совпадают (иногда кадр в кадр), и долгожданная концовка здесь уравнена с "Концом Евангелиона". Более того, те самые отличия в характерах героев резко сглаживаются в последней паре томов. Манга кое-где получилась более красивой и менее жестокой; зато беспощадность и красочность аниме трудно забыть, да и масштабы событий гораздо лучше передаются в виде анимации под торжественную музыку. И красивые юниты Евы в движении тоже выглядят куда круче, чем в статичных кадрах черно-белого комикса. Само же заключение манги получилось совсем другим; если "Конец Евангелиона" получился кимочи-варуй, то манга заканчивается очень мило и сентиментально, кимочи-ии. Концовка как будто навеяна "Эффектом бабочки" и еще миллионом подобных фантастик. Синдзи превращается из типичного героя сёнэна, который "хотеть спастить моих друзей", в другого типичного героя, хм, сёнэна, который вообще никогда ничего не хотел (см. Кён из "Меланхолии Харухи Судзумии"). Вымолить у непостижимых светящихся гигантов возможность жить обычной жизнью, перестать быть легендой — да, пожалуй, это именно то, чего может попросить угасающий разум одного из героев нашего времени.

"Евангелион" знаменит и узнаваем, он грамотно балансирует между подробными объяснением и пищей для СПГС, он неутомимо волнует и вдохновляет зрителей и авторов уже пару десятков лет. Манга — это грамотный экстракт всей этой истории, достаточно понятный, вдумчивый и уравновешенный. Мне она не показалась самостоятельным произведением, лучше все-таки знать, что происходило в сериале, особенно чтобы понять последние несколько томов. Но на скорую руку освежить в памяти события аниме и порадоваться рисунку Садамото было увлекательно и приятно.