Больше рецензий

Rorschach_Test

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

14 апреля 2018 г. 09:37

1K

2 Секреты успеха: Как написать плохую книгу, притворяющуюся хорошей

Дорогой начинающий писатель интеллектуальной фантастики! Робеешь приступить к первому шедевру? Думаешь: это так сложно, ведь придется соединять концы, заряжать ружья, лепить форму? Успокойся, ничего этого не надо! Просто хорошенько разбегись – и пиши! Примером тебе послужит мегакорабль интеллектуальной фантастики: «Вспомни о Флебе» Иэна Бэнкса. Достаточно выполнить несколько простых инструкций, чтобы написать шедевр… ну или вроде того.

Итак:

1. Озаглавь роман глубокомысленно: выбери цитату из модернистской классики, например, из Элиота: ты сразу покажешь, что твоя фантастика интеллектуальная. Не беда, что цитата относится к содержанию более чем опосредованно, – ты же интеллектуал, поэтому метафора – твоё всё.

2. Забудь про связность сюжета! Пусть локации, сцены и действия мелькают бессвязно. Думай о разнообразии, а не о внутренней логике текста. Твой лозунг: «Лоскутное одеяло».

3. Больше экшена, бессмысленного и беспощадного. И еще больше! Нам нужно столько экшена, чтобы читатель понял: это не боевик, а элитная проза. Перепроизводство экшена переводит повествование в трагический регистр. Еще нужно, чтобы одна из битв происходила в тропическом храме, - это будет тонкая постмодернистская аллюзия.

4. Больше необязательных и необъясненных деталей! Ты интеллектуал: что придет в голову, то и пиши. Лайфхак: тыкать в любые слова из любой книги и собирать, что получится. Пример: белая кровь на шкуре животных, раскачивающихся под потолком на трапециях (ой, прикольно… что это может быть?.... пусть будет такое шоу… а зачем оно…. почему белая кровь… зато вот). Или – женщина с огромными ушами… пусть будет специальный большеухий биологический вид... Можно настрогать сотню пустых деталей на страницу. Так и сделай.

5. Не раскрывай образы персонажей. Не трать ресурсы, ведь твоя фантазия занята деталями и экшеном. Хитрая агентесса спецслужб пусть ничего хитрого не делает, просто ходит туда-сюда, всё равно читатель поверит тебе на слово, что она хитрая. Сверхразум, за которым все охотятся, пусть плавает в воздухе, сияет и молчит, - читатель итак поверит, что он – сверх. Гениальная провидица пусть не сыграет никакой роли нигде, все итак поверят в ее гениальность. Героям не нужна мотивация и психологическая достоверность. Это лишнее.

6. Больше глубокомысленных намеков! Делай вид, что за каждой фразой скрывается что-то важное. Тайны, повсюду тайны. Только не оступись и случайно не раскрой хотя бы одну (Ой, никаких тайн у тебя нет? Ну вот, поэтому не раскрывай).

7. Не разрешай главный конфликт (в романе Бэнкса главный конфликт, видимо, - это ненависть Хорзы к миру Культуры/машинам, но не конфликт между империями, - на это указывает название романа: в фокусе – индивидуальная история). Так вот, конфликт ни в коем случае не должен разрешиться. Вместо этого добавь экшен-плюс и тонну необязательных деталей (не забывай о них ни на секунду).

8. Включи в сюжет медленное поедание человека живьем, а также утопление в экскрементах. Это покажет, что ты не боишься правды жизни.

P.S. На самом деле не могу сказать, что книга категорически не понравилось. Однако ожидала многого от знакомства со знаменитым циклом о Культуре, - тогда как вышеперечисленные моменты сделали чтение невыносимым. Как будто прочла огромный черновик. Впрочем, рискну читать цикл о Культуре дальше, поскольку рецензенты пишут, что этот роман первый и не типичный.