Больше рецензий

13 апреля 2018 г. 18:46

5K

5 Тиран или жертва? Борьба или единство? Различие или сходство?

картинка Ludmila888
В советском чёрно-белом фильме «Человек в футляре» и герои показаны чёрно-белыми: Беликов – негативный, отрицательный персонаж, а Коваленко – безупречный весь такой и положительный. И с этими якобы фигурами-антиподами хотелось бы разобраться поподробнее. Беликов и Коваленко – антиподы? Но так ли всё однозначно и нет ли между ними скрытого сходства? В самом-то чеховском рассказе (как, впрочем, и в реальной жизни) это, по-моему, не совсем так. Нельзя же сравнивать худшие черты Беликова с лучшими сторонами Коваленко, так как рассматривать каждого человека необходимо в целом.

Начнём с главного героя. Мне кажется, что он является одновременно и тираном, и жертвой. Все зависит от угла зрения. С одной стороны, Беликов оказывает давление на окружающих ("на педагогических советах он просто угнетал нас", "он давил нас всех, и мы уступали") и доставляет дискомфорт ("Придет к учителю, сядет и молчит, и как будто что-то высматривает", "Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся", "духовенство стеснялось при нем кушать скоромное"). Здесь он - тиран. Но с другой стороны, Беликов - личность с повышенной тревожностью ("как бы чего не вышло!") и виновностью (так как люди, постоянно критикующие и обвиняющие других, и сами обязательно чувствуют какую-то вину, пусть даже неосознанно). Поэтому почти вся его психическая энергия уходит на погашение и маскировку этих крайне негативных состояний, то есть на создание защитной маски ("футляра"). И в результате образовавшегося дефицита энергии герой, в частности, не способен внутренне раскрепоститься настолько, чтобы позволить себе и другим посмеяться над собой ("Карикатура произвела на него самое тяжелое впечатление"). Испытанное при падении с лестницы унижение и полученный, как следствие, глубокий стресс (а его энергетика и без того истощена борьбой с высокой тревожностью!) привели к тяжелейшей депрессии ("Вернувшись к себе домой, он прежде всего убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше не вставал"), закончившейся смертью. Здесь Беликов - жертва. Но после похорон, вопреки ожиданиям, ничего не изменилось в городе. Следовательно, людям раньше просто было удобно назначить кого-то виноватым, чтобы снять с себя ответственность за происходящее.

Теперь же несколько слов по поводу Коваленко, предполагаемого антипода Беликова. Лично у меня вызывают определённое неприятие некоторые поступки учителя Михаила Саввича. Его примитивные методы выяснения отношений не совместимы ни с братской любовью к сестре («Жить ей у брата было не очень-то весело, только и знали, что по целым дням спорили и ругались»), ни со званием педагога («Коваленко схватил его сзади за воротник и пихнул, и Беликов покатился вниз по лестнице, гремя своими калошами»). У правильно устроенного человека осознание собственной силы (как в прямом смысле – физической, так и в переносном) должно порождать и повышенную ответственность. Зачем же добивать слабого? И эта косвенная причастность Коваленко к гибели Беликова не делает ему чести. Так что в моём представлении как-то не выглядят эти два героя настоящими антиподами.

Эмоциональная обеднённость главного героя, возникшая в результате утраты способности испытывать и проявлять свои чувства, ослабила его творческие, созидательные силы, притянув взамен разрушительные, а также подтолкнула его к самоотчуждению и бегству от реальности в футляр. Беликова доводит до смерти затянувшаяся депрессия, самостоятельно справиться с которой его психика, ослабленная постоянной борьбой с гипертрофированной тревожностью, оказывается не в состоянии. Такому человеку для устранения глубинных причин его психологической декомпенсированности, безусловно, требуется помощь специалиста. Ведь собственной психической энергии, необходимой для внутренних изменений и разблокировки эмоциональной сферы, у него не остается, так как она вся уходит на создание и поддерживание защитной маски-футляра. А ему надо бы, наоборот, освобождаться от всяких внутренних защитных механизмов, чтобы победу одержала любовь к жизни, а не страсть к разрушению.

«Ах, свобода, свобода! Даже намёк, даже слабая надежда на её возможность даёт душе крылья, не правда ли?» (А.П.Чехов «Человек в футляре»).

картинка Ludmila888

Комментарии


Ваш отзыв напомнил мне... Калигулу! Из известного произведения известного прогрессивного западноевропейского философа и писателя.
И тиран, и жертва, - всё в одном. И борьба, и единство, - всё в одном. И различие. и сходство, - всё едино.

С точки зрения гуманизма, Беликова "жалко". С точки зрения человека, вынужденного жить с ним, работать с ним - ни фига.

Ну а коллеги и окружающие его - они кто? Жертвы? Тираны, создавшие эту пародию на человека - человека в футляре? Ведь тогда модна была теория социальной среды, что, мол, и среда заела, и греха нет, а только голодные.

Я подумал сейчас: а что бы сказал. как бы написал на эту тему другой наш душевед - Федор Михайлыч? Как бы он, даже не обыграл, а объяснил этот казус? Как Вы думаете?

Обратите внимание: как низка самооценка у этого "держателя города". Упал, скатился с лестницы и - всё. Наверное, так всегда и бывает с теми, кто стальной снаружи. а внутри... Знаете, что мне напоминает эта ситуация?

Ситуацию, когда чем чаще женщина говорит "нет" не своему мужу, чем чаще она произносит правильные слова о нравственном долге перед супругом, тем быстрее крепость падет. Проверено. И не только мной. Всей мировой психологией.

Такой вот он, месье Беликов и мы вместе с ним!
Спасибо за психологический "уклон" в интерпретации данного господина!


Спасибо за комментарий, Александр!
Да, самооценка у Беликова – ниже плинтуса. Но иначе и быть не может! Ведь она у него основана не на спокойной уверенности в себе, а на её противоположности – невротической тревожности. Его компульсивные, навязчивые реакции (в отличие от вполне совместимых спонтанных) обязательно вступают в противоречие, создавая внутренний конфликт. Для решения этого конфликта и используется футляр. Толщина же защитной брони всегда обратно пропорциональна высоте самооценки. То есть чем ниже самооценка, тем активнее идёт строительство защитных сооружений. А чем она выше, тем меньше страха предъявлять окружающим не маску, а своё истинное лицо, быть собой. Наверное, именно поэтому по-настоящему великие люди всегда открыты миру и просты, без масок и понтов. И при общении с ними у человека не опускаются плечи, а, наоборот, вырастают крылья. Но дорога к такой простоте лежит всегда через очень сложное.
Философы всех времён подчёркивали, что умение быть самим собой имеет для всех нас кардинальное значение и что ощущению преграды на этом пути всегда сопутствует отчаяние. Футляр – это и есть преграда. А сбрасывание масок-футляров – это и есть развитие личности.


Знаете, с месье Беликовым, наверное, всё более менее понятно. Но окружающие? Они-то что? Ведь на самом деле, такие типы, как футлярный человек, в коллективах очень даже встречаются. И как себя ведут окружающие? Как в футляре, разумеется!
Почему нужно было появиться одному человеку, чтобы изменить порядок вещей? Может, потому что так человек и устроен, "массовый человек"- чтобы кто-то пришел и всё исправил? Потому, что человек вообще - а массовый человек и есть представитель человеческого типа, "человек обычный", всегда в середине - так вероятность выживания самая высокая, потому себя и ведет подобным образом. Пока не появляется "выскочка" и не возмущает систему, как сказали бы физики.
Кстати, это мне напомнило несколько эпизодов из культуры: "Таракан" Чуковского - оказалось - просто букашка! Или в фильме "13 воин" Персонаж Бандероса, ранив казавшегося монстром врага, восклицает, что человек, всего лишь человек. Беликов - в их когорте.


Ну, по сравнению с Передоновым, Беликов просто лапочка.


Да, конечно! Как писал Антон Павлович, "всё на этом свете относительно и приблизительно". Мне кажется, что главное отличие героев состоит в том, что у Беликова – сложности психологические, а у Передонова – явно психические проблемы. Границы нормы, безусловно, значительно шире границ патологии. И чеховскому герою, в отличие от сологубовского, всё-таки удалось удержаться на той зыбкой грани, за которой невроз уже превращается в психоз. Хотя от трагического финала это его не спасло...


Какой там трагический финал? Лежал себе в гробу довольный...