Больше рецензий

12 апреля 2018 г. 15:59

392

4 Только б не женщиной, только бы не афганкой

Суть книги обладателя Пулитцеровской премии шведской журналистки Дженни Нордберг "Подпольные девочки Кабула. История афганок, которые живут в мужском обличье" фактически полностью передана в предваряющем ее стихотворении афганки Ройи. Оно заканчивается такими словами:
"Я мечтала бы стать кем угодно на свете -
Только б не женщиной,
Только бы не афганкой"

И с этим можно только полностью согласиться. Если ты родилась девочкой, ты проклята с рождения. Твою мать из роддома родня встретит в трауре и с проклятиями, твой отец будет использовать твою мать как инкубатор до тех пор, пока она не родит ему мальчика. Тебе же будет запрещено выходить на улицу без сопровождения взрослых, тебя еще в детстве продадут как будущую невесту человеку, которого ты до свадьбы, скорее всего, даже не увидишь. Ты не будешь учиться, потому что образованная жена представляет опасность. Твой муж будет насиловать и бить тебя, а ты не сможешь никак себя защитить, так как суды всегда на стороне мужчин. Твой муж сможет развестись с тобой безо всякой причины, просто произнеся трижды "талак". Дети после развода останутся с бывшим мужем. Развод является позором только для женщины и всей ее родни, включая сестер на выданье. После развода ты можешь остаться без средств к существованию. Поэтому ты будешь терпеть абсолютно все и бояться развода как огня. Ты будешь всегда выходить на улицу в бурке и платке и только в сопровождении мужа или отца. Если ты нарушишь дресс-код или же заговоришь с мужчиной, не являющимся твоим мужем, тебя будут считать шлюхой...

Правда, есть одно но. Если в афганской семье так и не рождается мальчик, одна из девочек может быть назначена мальчиком. Это означает, что до наступления пубертата эта девочка-мальчик (бача пош) будет пользоваться всеми правами мужчин. Она будет одеваться как мальчик, выходить гулять с другими ребятами, быть главной среди детей свой семьи, сидеть за столом на почетном месте рядом с отцом, она может драться и сквернословить как мужчина, помогать отцу в работе, общаться с другими мальчиками и мужчинами, в общем, жить достаточно полнокровной жизнью. При этом окружающие будут знать или же догадываться об истинном поле "мальчика", но станут деликатно помалкивать и примут правила игры. Однако "райская жизнь" закончится как только ребенок вступит в подростковый возраст. И что потом? А все то же: "мальчика" оденут как девочку, договорятся о свадьбе и в положенный срок отправят "на конвейер" рожать детей. Почти невозможно себе представить, как ребенок, пользовавшийся пусть и относительной, но свободой и благами своего "мужского" начала, становится совершенно бесправным существом, простым приложением к мужу. Но - факт остается фактом: большинство бача пош покорно принимают свою новую жизнь в женском облике и подчиняются извечным законам своего народа. Большинство, но не все. Некоторые пытаются сопротивляться традициям и продолжают жить в мужском обличии или же пытаются всеми правдами и неправдами уехать из страны. Измениться ли что-то к лучшему, если все бача пош поголовно ( а их не так уж и мало) откажутся возвращаться к своему настоящему гендеру? Конечно, нет. Только равноправие мужчин и женщин сможет вывести эту страну из мрака отсталости и бесправия. Кстати, такая попытка была предпринята Советским Союзом во время его участия в гражданской войне в Афганистане в 1979-1989 гг. Как отмечает автор книги, именно в это период афганки обрели некоторые гражданские права, в том, числе на образование и работу. Однако все закончилось крахом с приходом правления Талибана и до сих пор сдвигов в лучшую сторону афганкам ждать не приходится. Можно только повторить вслед за Ройей:
"Я хотела бы быть кем угодно на свете -
Только б не женщиной".