Больше рецензий

11 апреля 2018 г. 17:29

1K

3.5

Роман, написанный в 1938 г., (первая часть «Космической трилогии») относят к гуманитарной («мягкой) научной фантастике, космос, другие планеты – лишь антураж для описания человека, его нравственного выбора. Исследователи отмечают, что произведения написаны на стыке романтизма и рационализма, а по жанровой классификации – это научная фантастика с примесью фэнтези и мифа. Действительно, творчество К.Льюиса характеризуется интересом к литературному мифу и аллегории. «За пределами безмолвной планеты» часто соотносят с рассказом о сотворении мира. Космос в изображении К.Лююиса – это не бескрайняя тьма, а светлые небеса.
Что мы ждем от произведения о путешествиях в космос – описание битв и сражений, встреч враждебными цивилизациями. Такие же ожидания были и у главного героя, филолога Рэнсома. Его похитили и силой доставили на другую планету – Малакандру, в которой позднее он узнал Марс. Подслушанный разговор укрепил подозрения Рэнсона – его хотят передать пришельцам в качестве жертвы, воображение рисовало ему ужасных насекомоподобных существ. Но спустя короткое время он замечает необычные пейзажи, красоту окружающего его мира, встреча с его обитателями пробуждает в нем любопытство и исследовательский интерес к новому языку (и здесь даже поднимает голову тщеславие). Сначала Рэнсом все пытается свести к известной ему системе координат (иерархия, власть, отношения между «расами»), но постепенно происходит внутреннее преображение героя. Такое же преображение, но со знаком «минус» происходит и с главным антагонистом – Уэстоном . Гениальный физик (смог не только изобрести космический корабль, но и совершить не один космический полет) превращается в сумасшедшего ученого, а затем и в преступника, он не способен ни заметить, ни понять красоту, жители Малакандры, по его мнению, находятся на низшей по сравнению с человечеством ступени развития, и поэтому ими можно пренебречь. На фоне малакандрийцев человечество предстает в неприглядном свете: войны и убийства, алчность и жадность; а земля – безмолвная планета, где правит дьявол. Хорошо было бы жить на идеальной планете, но Рэнсом делает свой выбор, несмотря на опасность предстоящего полета, он возвращается на землю
Интересен «филологический» компонент романа – изучение Рэнсомом неизвестного языка и перевод пафосной речи Уэстона, лишенная украшательств, передающая в переводе лишь суть, он доказывает всю глубину его падения.
Отдельно хочется отметить яркое и красочное описание ландшафта и обитателей планеты, пожалуй, мне не хватило воображение, чтоб все это представить.
Последняя глава и постскриптум меняют тональность произведения.

Прочитано в рамках Лампомоба 2018. За совет спасибо Helena1996 , несмотря на мою оценку, эта книга точно попала в дух лампомоба (и что-то новое и неизвестное, и расширение границ)

Комментарии


Да, на контрасте Льюис демонстрирует здесь свои гуманные представления. Иногда - шок, это по нашему - то что нужно.
И вы очень хорошо разложили по полочкам, да, и я тоже за расширение границ, хотя бы для того, чтоб составить собственное мнение.