Больше рецензий

10 апреля 2018 г. 17:52

874

5 Music is in the air

Краткая история новой музыки (A Brief History of New Music) — это книга не о современной музыке, а именно о новой. Современным может быть и возврат к старому, переиначивание на новый лад. А новое в данном случае не есть хорошо забытое старое, это абсолютно новое. Литература в своём развитии дошла до постмодернизма и гипертекста, в кинематографе появился арт-хаус, в художественном ответвлении есть китч, треш и поп-арт. А что же с музыкой? Ханс Ульрих Обрист беседовал с целым рядом композиторов, задавая им схожие вопросы и получая одинаковые или диаметрально противоположные ответы. Многие высказались против нотаций и партитур, кто-то одобрил импровизацию музыкантов, а, например, Фил Ниблок считает импровизацию ерундой. Но все без исключения не ограничиваются музыкой: помимо сочинительства снимают фильмы, рисуют, занимаются фотографией. И это накладывает отпечаток на саму музыку (мелодия и полифония достигают невероятных форм) и то, в каком виде она доходит до слушателя. Перфоманс становится не вызовом общественности, а единственной правильной формой, в которую автор облекает музыку. Концерты в музеях, специально оборудованные площадки, передвижные звукозаписывающие студии, аудиовизуальные представления – Gesamtkunstwerk правит бал. Пётр Зиновьев говорит: "Что же касается звука, то он устаревает очень быстро". Поэтому звук сам по себе сегодня не интересен. Интересен симбиоз звука, яблока, стола, табуретки, цепей, стекла, света и т.д. и т.п.

Каждое интервью - это лоскут, краткое погружение в биографию артиста, несколько постулатов и жизненных принципов и немного о творчестве. Между делом Обрист, постоянно сравнивая и ссылаясь на работы других артистов, поднимает как ил со дна столько разной крутой информации, что у меня закончился блокнот. Фильмы, концерты, альбомы, имена. Почти всё новое лично для меня, а ведь я в музыке не новичок. Может быть, в этом и есть смысл новой музыки — открывать для себя во многих сферах новое?

Что каждый из этих талантливых людей может дать мне, вам, другим заинтересованным и совершенно равнодушным к музыке? Это словно экзаменационные карточки, лежащие на столе, никто не знает, будет ли там знакомая тема или же что-то совершенно незнакомое, может быть это интересное, а может быть неимоверно скучное. Один композитор - одна деталь. Кто знает, может быть в них таится дьявол или просто что-то большее. Let's play?

Мультимедиаблокнот


Композиторы-авангардисты

Карлхайнц Штокхаузен и Свет
Я верю, что однажды музыка будет определять архитектуру, а не как то было вплоть до настоящего времени, когда ты вынужден писать музыку для тех залов, которые строят архитекторы.
свернуть



Рождение электро­акустической музыки






Минимализм и Флуксус

53 фрагмента Терри Райли
Я экспериментировал с психоделиками, ЛСД, грибами, марихуаной и гашишем и, конечно, открыл для себя много нового. Я проникся интереснейшими идеями о музыкальной перспективе, о том, как раскрыть ноту и создать из нее целую вселенную.
свернуть



Язвительный Фил Ниблок
...ни ритма, ни мелодии, ни гармонии, никакого дерьма.
свернуть


Современные мастера






Пацаны, спасибо, что не Путя и не Гийота.