Больше рецензий

_Yurgen_

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 апреля 2018 г. 15:11

1K

5 Долгожданная книга, или Зубов - I.

«Это книга об обычных людях России и для обычных людей России, пусть же их глаза смотрят на нас…»

(С. V).

Труд вышел вторым изданием. Видел и первое, но объём в два неподъемных тома, честно говоря, отпугивал; кстати, сейчас в первом томе 992 страницы. Наверное, если бы не интерес к фигуре ответственного редактора, А. Б. Зубова, вся бы эта роскошь прошла мимо меня. Помогло и беглое, но захватывающее знакомство со вторым томом трёхтомника. Рецензировать буду каждую книгу отдельно: слишком велик масштаб событий! Читал долго, но с интересом…
Трудно найти аналог этому коллективному труду. Пожалуй, то немногое, что можно до некоторой степени поставить вровень – это переводную «Историю советского государства» Н. Верта в эпоху 90-х и трёхтомник «История России» под редакцией Милова в эпоху нулевых. В силу целого ряда причин зубовское трёхкнижие не на слуху, но в ваших силах переломить подобную тенденцию!
Тем не менее, необходимо сказать о существенном, с моей точке зрения, недостатке: на страницах I – III обозначены фамилии авторов, но чьему перу принадлежит та или иная глава, раздел, парагараф, к сожалению, не ясно. Методом исключения вычислил, что, скорее всего, о литературе (может, частично и о культуре) писала профессор С.В. Шешунова, единственный филолог в зубовской команде. Всё-таки хотелось бы знать вклад каждого автора.
С интересом прочёл достаточно подробную вводную главу «Как Россия шла к ХХ веку». Это не формальное введение, пробалтывающее общие места, а серьёзное, несмотря на относительную краткость, исследование корней российского общества. Некоторые факты, приведённые здесь, могут показаться нелицеприятными, но ценность их в том, что авторы не побоялись их озвучить (например, что в Византии слова «раб» и «славянин» были синонимами, или сведения о том, что славяне продавали в неволю собственных соплеменников) (С. 7 – 8).

Показана со всей возможной объективностью роль церкви в судьбе не только угасавшей российской империи, но и молодой советской власти, постаравшейся уничтожить религиозный институт. Можно не соглашаться с некоторыми сугубо эмоциональными оценками некоторых авторов (об этом ещё скажу ниже), но нельзя не оценить важность православия в сложном развитии отечества. Не забыты, что отрадно, и другие религии России (ислам, иудаизм, буддизм). По-моему, такого раньше в трудах общего характера не было.
Зубов и авторы интересуются судьбой простых людей, для них история – не сцена, где только политические фигуры прошлого выделывают замысловатые па. Это подтверждается текстуально и видно уже на самой обложке, с которой глядят непохожие друг на друга россияне.
С чем я не совсем согласен, так это с некоторыми религиозными моментами труда (среди авторов есть служители церкви, сам Зубов – православный христианин, историк религии). Они носят идеалистический или даже порой детский характер. Например:

«Там же, где люди свой интерес ставят на первое место и не заботятся о ближних, – там и семья, и государство разрушаются. В армии, состоящей из себялюбцев, кто пойдет умирать за отечество? Принцип солидарности всеобщ, для христиан он – обязательный закон веры. Церковь, возглавляемая Иисусом Христом, строится на любви и жертве»

(С. 5 – 6).
Спору нет, слова замечательные и правильные, но это всё из области веры, а не науки. Я несколько более пессимистично настроен, чем авторы труда.
Достаточно подробно освящена в книге жизнь первой волны русской эмиграции с биографическими очерками некоторых её ярких деятелей.