Больше рецензий

tatianadik

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 апреля 2018 г. 16:36

3K

4.5 Без имени и, в общем, без судьбы...

Мне давно хотелось почитать еще что-нибудь из Уилки Коллинза – этого соратника-соперника Диккенса, проигравшего ему, в конце концов, звание золотого пера викторианского столетия. И, на мой взгляд, проигравшего отчасти потому, что он был не так «злописуч», как его великолепный друг. Помимо более скромной библиографии, он также уступал своему сопернику в умении «раскручивать» свои произведения, выступая с публичными чтениями. В остальном же, как мне кажется, его лучшие романы ничуть не уступают прозе Диккенса, а кое в чем и превосходят. В своем творчестве он продвинулся значительно дальше своего друга по дороге открытий, которые было суждено совершить уже литературе следующих поколений. Детективная интрига, неоднозначность персонажей с их не всегда благородными устремлениями, присутствие в произведениях экзотической составляющей и полное или частичное отсутствие хэппи-энда – это черты уже другой прозы. Из нашего же времени его романы представляются значительно более жизненными, а их герои эмоционально более близкими, чем у других писателей той эпохи.

Говорят, что не все произведения у него одинаково удачны, но «Без права на наследство», по-моему, принадлежит к его удачам, почти как знаменитые «Лунный камень» и «Женщина в белом». И это при том, что читался роман сейчас, а не в туманной юности, когда читательский опыт был мал, основным критерием являлась занимательность текста и не всегда понималась ценность того или иного произведения.

Уилки Коллинз обычно строил сюжет на каком-нибудь казусе современной ему британской законодательной системы. И уже не первый раз (мы же помним сэра Персиваля Глайда?) он пишет о правах детей, которые родились в незарегистрированном церковью браке. В романе перед нами - прекрасная респектабельная английская семья, любящие родители, две дочери, пожилая гувернантка, живущая в доме на правах члена семьи. В семействе ожидается прибавление, счастливые родители ждут сына. Правда, у старшего поколения явно имеются какие-то тайны, ну, да у какой семьи того времени их нет.(Спойлеры!) И вдруг в один момент всё рушится – в железнодорожной аварии погибает отец семейства, а вслед за ним от горя и преждевременных родов умирают мать и младенец. И молодые девушки остаются один на один с миром, который, как оказывается, совсем к ним не добр. Выясняется, что из-за ошибки молодости их отец не мог жениться на их матери и они незаконнорожденные. Более того, совсем недавно, получив известие из-за границы о смерти своей первой жены, отец поторопился оформить свой многолетний незаконный брак, но не успел при этом переписать завещание. И никакие старания юристов не могут предоставить несчастным девушкам ничего, кроме оскорбительных ста фунтов от их дяди, который по закону наследует все имущество своего брата. Даже их имя не принадлежит им более. А поскольку между братьями существовала давняя вражда как раз по поводу несправедливо разделенного между ними наследства, то ждать от дяди милостей не приходится.

Очень по-разному сестры реагируют на свалившиеся на них несчастья. Старшая Нора, замкнутая и робкая – покоряется судьбе, переезжает в дом своей гувернантки и готовится к той же участи. Младшая – яркая, независимая, раньше ни в чем не знающая отказа семнадцатилетняя красавица Магдалена не желает мириться с жестоким решением родственника и сначала пишет ему письма, требуя справедливости, а не добившись какого-либо отклика, начинает строить планы мести.(Конец спойлеров)

Здесь надо прекратить пересказывать сюжет, чтобы не помешать тем, кто соберется читать эту книгу, но, в сущности, всё это только завязка. А дальше нас закружит вихрь событий, совсем не характерных для чинных и неторопливых викторианских романов. И на первый план выдвинется замечательный герой (хотела написать второстепенный, но нет, это не его роль) капитан Редж – бедный родственник, мошенник, авантюрист и просто душка! Без него, как без масла, механизм интриги не заработал бы – он станет движущей силой всего дальнейшего повествования, начиная от головокружительной артистической карьеры младшей сестры, сбежавшей из унылого дома гувернантки в поисках справедливости, до радикально изменивших весь дальнейший ход действия событий.

Хочется отдельно написать о замечательных второстепенных героях Уилки Коллинза. Во всех прочитанных мною книгах, они были неподражаемы и отлично запомнились. Рассудительный дворецкий Беттередж, сыщик Кафф и несчастный доктор Эзра Дженнингс из «Лунного камня», уморительный мистер Фэрли и монструозный граф Фоско из «Женщины в белом». Эти ряды достойно пополнил капитан Редж из «Без права на наследство». Пройдоха и мошенник не по натуре, а по жизненной нужде, в глубине своей изрядно потрепанной невзгодами души он сохранил и юмор, и своеобразную философию человека, понимающего и зло высмеивающего несовершенство окружающего мира, при этом не очерствевшего и не потерявшего доброты и способности к сочувствию. И хотя автор с забавной серьезностью осуждает предосудительные действия капитана, мы видим, что на самом деле он наслаждается каждый раз, когда выводит его на сцену.

Согласно принятым в то время канонам жанра, автор делит героев на положительных и отрицательных, но непосредственно в повествовании за множеством правильных слов отчетливо видны его любовь и снисходительность к своим "заблудшим" героям. И это еще одна привлекательная черта романов писателя. Идущая против законов общества младшая мисс Ванстоун сурово осуждается этим самым обществом и автором вроде бы тоже, он заставляет ее страдать и в душе, и в жизни от этих неблаговидных поступков, но мы-то видим вполне оправдывающие ее поведение жизненные обстоятельства. А вот чинно сидящие в бездействии в ожидании божьей справедливости старшая Нора и ее преданная гувернантка вроде бы автором и одобряются, а у нас вызывают почти неприязнь, тем более, что та самая справедливость никогда бы их не посетила без авантюризма и опрометчивых действий младшей мисс Ванстоун и махинаций капитана Реджа. И это придает повествованию забавный двойственный и трагикомический оттенок. Именно поэтому коллинзовские персонажи всегда так хорошо запоминаются, в отличие от многих других персонажей викторианской литературы.

В итоге получается, что возвращение к тем авторам, что когда-то дарили искреннее удовольствие от чтения, не всегда заканчивается разочарованием при более позднем прочтении и этот опыт вполне можно будет повторить еще как-нибудь в будущем.

Персона Грата. Десятый тур. В составе команды "КЛУЭДО на выезде" читаем вместе с Олей Penelopa2 , Наташей thali , Викой SantelliBungeys и Юлей Uchilka

Комментарии


Таня, я обязательно приду сюда еще раз, когда дочитаю, чтобы не словить спойлеров. Но пока мне нравится этот роман, по сравнению с предыдущими попытками познакомиться с "другим Коллинзом" он отличается в лучшую сторону!

И язык не архаичный, вполне динамичный и легкий.


Конечно, приходи, как дочитаешь!


Ну вот, я пришла!
В этот раз мне больше всего по душе второй план - капитан Редж со своей супругой и хитрая миссис Леннокс
Сама же героиня - не хочу спойлерить, но такого я от викторианских барышень не ожидала....
Книга и правда хороша, но только затянута


Вот, Оль, тебя тоже пленил неотразимый капитан! Мне кажется, это персонаж, который позже назывут Трикстером, эдакое "зло, несущее благо". А в образе миссис Леннокс замечательно показано, как показная преданность и строгая мораль как маска, прикрывает презрение ко всем, эгоцентризм и жадность.
Магдалена мне тоже Скарлетт напоминала, но, в отличие от Скарлетт, она аморальность своих поступков осознавала и страдала от этого, ей вообще пришлось играть "чужую роль", и это было мучительно, но бездействовать, подобно сестре, она была не в состоянии. Мне она не показалась схематичным персонажем, яркая вполне личность.
А затянутость повествования присуща всем викторианцам, краткость не была "сестрой их талантов":))


Ну вот понимаешь, меня покоробило, когда она совершенно не стесняясь начала планировать свою свадьбу с Ноэлем. И только непосредственно за пару недель вдруг заколебалась, но и то ненадолго
Кстати, Коллинз ведь умолчал деликатные интимные подробности, но за свое недолгое супружество она вынуждена была ложиться в постель с чужим человеком, с заведомо неприятным ей.
Скарлетт по крайней мере выбирала честных и объективно положительных, хоть и неприятных лично ей. Да, один юный дурачок, второй пожилой зануда, но они хотя бы не неуравновешенные скупердяи
А эта готова спать с мерзким мужичком...


...ложиться в постель с чужим человеком, с заведомо неприятным ей.


в те времена были вынуждены многие девушки ее класса, а "мерзость" ее будущего мужа вообще момент субъективный, он был таким для Магдалены, а так-то был вполне безобиден, разве что очень подвержен чужому влиянию. Да и был ли он в состоянии осуществить брак, с его-то здоровьем? А Магдалена уже не могла бросить эту затею, остановиться и смириться с тем, что они с сестрой останутся нищими. Как и Скарлетт, собственно, только у той мотивом было сохранение имения.


Ну именно для нее он и был мерзким.
Понимаешь, как правило это подавалось так - "под давлением обстоятельство Мэри была вынуждена выйти замуж за нелюбимого. Она горько плакала, но выхода не было"
А здесь Магдалена сама затеяла свадьбу, сама вертелась перед Ноэлем, сама влюбила его в себя, фактически предлагала себя. Это и есть - продала себя за 80 тысяч, сколько она там потребовала в завещание
Это не бесприданницы Островского, не Джейн Эйр или тому подобные.
Это скорее Бекки Шарп


Ну, так эта неоднозначность персонажей у автора и хороша! :)) Ну, и не так уж она и "вертелась", сама испереживалась, чуть яд перед свадьбой не выпила. Уж точно не Бекки :))


Ну согласна, не Бекки ))
Но меня все равно коробило ее решение лечь с постылым ради денег. Мучилась, согласно, но под венец пошла и ничего. ..
Конечно, на ее фоне сестрица, которая сидела и ждала, пока мимо счастье проплывет , выглядит совсем плохо, так что из двух сестер младшая все же лучше, но меня еще злила ее глупость. Ну скажи, чего ради она наряжалась гувернанткой? Противника насторожила, ничего не добилась, а чего хотела - непонятно


Душа желала активных действий? И не помню уже точно, но какие-то аргументы были - попасть в дом, прощупать противника, понять, может он поблагородней дяди и получится договорится... Узнать, что за экономка. Но результат был неутешительным.
Вот что меня задело, так это с какой легкостью родственные браки тогда заключались! Они ведь двоюродные. И у сестры жених тоже родня какая-то. А уж с какой легкостью можно было выйти замуж под чужим именем... :))


Вот это совсем скользкое место! Такой брак всегда можно признать незаконным , и ничего не надо доказывать. Почему эти вопросы стали ее волновать уже после свадьбы? Почему никак не продумали пути отступления?


Завещание на жену он составил, жили где-то в глуши, откуда ему узнать про обман? А вот миссис Леконт как раз собиралась "освободить" его от этого брака именно добившись признания брака незаконным, да только не успела.


Ну он же уже видели, какой серьезный противник миссис Леконт. И так легкомысленно поступили
Он тоже очень нетипичный персонаж, очень внимательная и въедливая.


Почти, как сыщик Кафф :))


Ну тут главное - сыщик Кафф был заведомо порядочный человек, чего не скажешь о миссис Леконт


Как всегда здорово!
И теперь интересно, что там с младшенькой дальше будет :)))


Присоединяйся, Юль, пообсуждаем! :))


Не успею, наверное, Тань. У меня там другой Коллинз на горизонте :)


Завязка сюжета все же тоже представляет интерес и думаю стоило предупредить о спойлерах))) Лично мне было интересно самой узнать причину, по которой сестры не могли претендовать на наследство)


Да, Кать, конечно, поставила предупреждение.


Поставила себе зарубочку на будущее))) , мой то выбор был "так себе"...
Монструозики и " обычные" плохиши очень удачны, а еще тема внебрачных связей - это у автора явно из личного опыта.


Да, Вика, тебе не повезло :)) Прочитаешь еще, с вашем строительстве в "Книжном городе" кирпичиков нужно много :))


с удовольствием почитала обсуждение. Мне тоже очень понравилось как Коллинз обыгрывает "скользкие" моральные моменты и превратности судьбы. Пожалуй, он все-таки на стороне Магдален, и я тоже. Эта высоконравственная клуша Нора не получила бы ни мужа ни денег , если бы не сестра. Я всегда была на стороне той лягушки, что бьет лапками. Но это же викторианство, только поэтому Магдален и потрепала неудачу. Надо же было вывести мораль.
На мой взгляд книга куда более психологически и сюжетно достоверная, чем знаменитые Камень и Женщина.


О, я рада, что вам было интересно! И, конечно, автор на стороне тех, кто не сдается, и мы вместе с ним! :))


Зря конечно Магдален письмо разорвала. Но боюсь она это сделала под давлением автора.


Наверное так. :))