Больше рецензий

31 марта 2018 г. 22:49

150

5 Не так страшен "Цветочный крест", как его малюют

Сходу ударяя читателя по лбу «афедроном», автор явно провоцирует нас либо тут же брезгливо поджать губки и бросить книгу, либо жадно и сумасшедшим хихиканьем читать до самого конца. С самого начала я поняла, что скучно не будет, но хихикать перестала достаточно скоро.
Несмотря на залихватские шутки и упоминание причинных мест по делу и без дела, в книге разыгрывается настоящая драма. Действие начинается в 1674 году, когда еще свежи воспоминания о восстании Степана Разина, который обещал свободу простому люду, земля пока еще плоская, а небо все еще твердый купол, на который наклеены звезды. Холопов нещадно бьют розгами за малейшую провинность, их жизнь ценится не более, чем жизнь скота. Главная героиня - Феодосия - дочь весьма состоятельного тотемского солепромышленника Извары Иванова. Персонаж Феодосии весьма хорошо прописан: автор умело изобразил живой ум, жажду знаний, честность и доброту. Героине легко сопереживать, легко сочувствовать. Я, читатель 21 века, никак не могу осудить Феодосию за «тяжкий грех прелюбодеяния», и оттого все последующее кажется мне кошмаром. Несчастная Феодосия, абсолютно чистая душой, становится жертвой дважды: сначала жертвой лютого волка Истомы, который, воспользовавшись Феодосией, получает не только ее тело, но и душу, которая не нужна ему абсолютно. А затем жертвой отца Логгина, который не то чтобы не усмотрел границы, разделяющую раскаяние и фанатичное безумие. Нет, он целенаправленно мстил Феодосии за все те похабные мысли, которые она вызывала у него. Мстил Феодосии за мысли, которые возникали в его же голове! Вот же пес смердящий! Преступно пользуясь служебным положением, во время исповеданий отец Логгин регулярно усиливает чувство вины, с которым живет Феодосия. Таким образом, отец Логгин, поначалу вызывающий лишь снисходительные усмешки, становится впоследствии настоящим дьяволом, от которого хочется защитить юную Феодосию. Как же легко манипулировать неокрепшим девичьим сознанием, как легко играть на чувстве вины! Бедная девушка доходит до крайней степени религиозности, и живет жизнью, полной лишений, уйдя из родного дома. Ее помыслы по-прежнему чисты, она абсолютно искренне желает искупить свой грех и поскорее встретиться на небесах со своим умершим (не совсем) сыном и Истомой (любовь слепа - полюбишь и лютого волкА). Но в то темное время даже светлые помыслы могли привести на костер…
Сюжет развивается весьма динамично, книгу не хочется бросать и оставлять на потом. Жалость и желание защитить несчастную главную героиню сопровождали меня все время и гнали вперед, вперед, чтобы узнать, как же все закончится. Я не сильна в терминах того времени, поэтому если автор где и ошиблась (ляжки - лядвии и прочее) - я этого не заметила. Персонаж, который более всего рассказывал похабных историй с промежностями и "удами", повитуха Матрена, со временем раскрывается с положительной стороны, оставаясь верной Феодосии если не до конца, то уж хотя бы дольше всех. Да, слово «елда» в книге употребляется чуть ли не через слово, и в транспорте я старалась, чтобы никто не мог увидеть, что я читаю, но тем не менее, впечатления у меня остались самые благоприятные.