Больше рецензий

31 марта 2018 г. 21:20

250

3.5

История про Агафонкина, уникального человека, для которого прошлое, будущее и настоящее существуют одновременно, в виде ленты событий, в которые можно легко путешествовать. Он и путешествует, работая курьером для неких таинственных сил - возит предметы туда-сюда, из одного события в другое, и вопросов особо не задаёт. Только вот однажды всё идёт не так и нужный предмет теряется. Казалось бы, детская юла - ан нет, не юла, а ценнейшее веретено времени, позволяющее изменять события, и надо срочно всё исправлять. Вот читатель и следит за попытками Агафонкина исправить, будто бы попав в калейдоскоп каких-то отрывочных и не всегда адекватных и реалистичных событий.

Сам Агафонкин не выглядит героем, человеком в полном смысле этого слова, он выглядит какой-то функцией - почти бесчувственный, не знающий страха и сильных переживаний, болтается туда-сюда и удивлённо на всё смотрит. Одно хорошо - к рефлексии он тоже не склонен, это человек действия, поэтому особенно заскучать, читая получившийся динамичный роман, не выйдет. А вокруг Агафонкина хозяйственный Митёк, помнящий войну 1812 года, алкоголик-глюколов Мансур, шестидесятилетний младенец Матвей, физик Платон - это же всё равнодушие во плоти, интересующееся только высокими материями вроде философии Гегеля, они все эмоционально где-то совершенно мимо. В отличие от Гога и Магога - кривляющейся манифестации сил вселенского зла, эдакой типичной хохмящей парочки злодейчиков, раздражающей до зубовного скрежета. В общем, не та книжка, где будешь на каждой странице переживать за героев, не та.

Но что в переживательном плане безусловно понравилось - так это сценки-зарисовки о жизни разных людей на земле: о прошлом своей семьи из тетради Олоницына, о тех, в кого превращалась Алина, крутанув юлу, краткие биографии тех, с кем по долгу службы сталкивался Агафонкин. Вот эти проблески нормальной жизни, которая бывает такой разной и причудливой - от злоключений чернокожих рабов на плантациях до будней диковатых монгольских кочевников, описаны очень хорошо, они цепляют, трогают, запоминаются. Основная история про потерянную юлу и путешествия во времени - если честно, не очень, даже с учётом всех диких фантазий.

Ну а наполняющие (даже переполняющие) этот роман абсурдные детали, сюр всяческий и глюки - штука на любителя. Это как современное искусство: то ли автор что-то такое заумное и малость слишком глубокое имел в виду и пытался очень уж иносказательно передать, то ли просто следовал за вдохновением, самовыражался, не признавая никаких законов и изо всех сил создавая модную сейчас странность и непонятность, - тут уж вряд ли кто-то сможет сказать наверняка. Факт остаётся фактом - зритель/читатель либо окажется на той же волне и что-то такое особенное для себя сможет выцепить в странных образах, либо пожмёт плечами и пройдёт мимо, посчитав в глубине души идеи автора какой-то дурью. И вот этих вторых неминуемо окажется больше - но ведь на то оно и странное, на то и не для всех, было бы глупо обижаться на такие оценки.

Долгая прогулка 2018, команда Книгс-котс-кекс клан. А ещё Собери их всех (дуэль) и Книжное государство.