Больше рецензий

DmitryKv

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

29 марта 2018 г. 00:02

2K

2

Наверно нужно сразу сделать пометку на полях, что рецензия на книгу осуществлена с позиции маркетинга. Это важное замечание, т.к. судя по названию и в целом по внешнему оформлению книги, читатель вряд ли догадается, что это книга практически полностью посвящена миру IT, а точнее, разработке различных сайтов.
Автор начинает свою книгу с очень спорного утверждения, с которым лично я не согласен. Он заявляет, что успех в бизнесе связан с тем, сумеет ли компания поймать на крючок покупателя и превратить потребление продукта в привычку. Привычка – главная идея всей книги. Т.е. привычка, это например, когда мы утром чистим зубы или варим кофе или когда в магазине покупаем минеральную воду, которую покупаем уже 5-10 лет. Т.е. мы совершаем эти действия на автомате, или другими слова, по привычке. И вот цель бизнеса, выработать у потребителей эту привычку, поймать их на крючок. С точки зрения маркетинга и бизнеса в целом, это очень спорное утверждение. Потребитель при покупке, как бы этого кто не хотел, всё же включает голову, он всё же осознаёт, почему он взял этот, а не иной бренд и что самое главное, существует большой шанс, что в какой-то момент, он возьмёт совершенно другой бренд или даже выберет другой вариант удовлетворения той же потребности (от бренда до товара заменителя). Это большая иллюзия, что потребитель покупает по привычке. Он покупает, потому что в настоящий момент, он удовлетворён выбором. Но мир не статичен и значит, могут появиться новые конкуренты или новые технологии, и выбор будет сделан другой.
Другая проблема книги, это постоянные ссылки на Facebook, Twitter и пр. знаменитые бренды. Во-первых, люди используют эти сайты не потому, что их подцепили на крючок, а потому, что: 1. Эти сайты являются фактически монополиями, которые более или менее нормально удовлетворяют потребность потребителей 2. Их ценность - в количестве людей, что их используют, поэтому чтобы повторить их успех, нужно иметь такую же базу клиентов (такая же система у Visa и Mastercard, а также у Microsoft Windows, т.е. это тот тип бизнеса, где всё решает количество клиентов, которыми ты располагаешь и, следовательно, нужно предпринять всё возможное, вплоть до бесплатного доступа, чтобы захватить максимально большую долю рынка). Поэтому ссылаться на эти сайты – не корректно. Вообще, автор приводит множество примеров различных сайтов в качестве образца удачного дизайна и функциональности (к сожалению, большая часть примеров связана с такими гигантами как Google, Facebook и пр. и плюс, всё очень поверхностно), однако как эта информация поможет для другого проекта – вопрос.
Книга оставляет странное ощущение. Не понятно, зачем и для кого она была написана. Она точно не для маркетологов и всех тех, кто, так или иначе, связан с этой областью. Для сотрудников IT отдела? Возможно. Но первая часть книги совершенно не предназначена для них. Да и многочисленные примеры различных сайтов не снабжены какой-либо интересной теорией. Это, фактически, простое перечисление. Т.е. мы не получим после прочтения книги какой-либо инструмент который можно было бы использовать в IT отрасли, для создания наших продуктов. Более того, всё то, что описано в книге, можно получить с помощью обычного бенчмаркинга (и да, тут нет глубокого анализа предмета, всё довольно поверхностно).
Автор решил погнаться за двумя зайцами (маркетинг и дизайн сайтов), но в итоге не поймал ни одного, т.к. для маркетологов тут ничего ценного нет и даже наоборот – крайне спорное, а для тех, кто занимается вопросами по созданию, поддержанию и улучшению сайтов, всё крайне поверхностно. Неужели люди из IT отдела никогда не слышали о минималистическом дизайне поисковой странички Google?